После получения степени бакалавра и магистра каждый выпускник может продолжить обучение по аспирантской программе. Успешное окончание аспирантуры открывает путь к степени кандидата и доктора наук. Как и почему выпускники выбирают дорогу в аспирантуру? С какими трудностями и интересными ситуациями им приходится сталкиваться при обучении? Ответы на эти вопросы – в нашем материале.
Наиболее загруженным, по словам начальника отдела аспирантуры и докторантуры ОмГПУ Ирины Мецевич, является 1 курс. Аспиранты сдают два кандидатских экзамена, зачет по педагогике и психологии и одновременно с этим ведут научную деятельность. На втором курсе – изучение дисциплины об информационных базах данных, два курса на выбор, работа над диссертацией и научно-исследовательская практика. Последний год – педагогическая практика и сдача кандидатского экзамена по специальности. Финальный семестр подразумевает защиту итогового научного доклада и обсуждение диссертации на кафедрах.
Октябрина Березкина, аспирант кафедры педагогики:
В 2014 году я поступила в ОмГПУ на факультет истории, философии и права и обучалась по профилю «Право и история». Далее продолжила обучение в Центре магистерской подготовки, а в 2021 поступила в аспирантуру на кафедру педагогики. Когда в 2014 году стоял выбор, куда поступить, в приоритете у меня был ОмГПУ. Моя старшая сестра, несколько знакомых, мои учителя в своё время закончили наш педагогический, и я неоднократно от них слышала о высоком качестве подготовки кадров в вузе и о тех больших возможностях, которые открываются перед выпускниками.
На своём опыте проверила, что это действительно так. Во время обучения каждый студент может реализовать себя, приумножить свои способности, найти друзей по интересам и определиться с дальнейшей траекторией профессионального пути. На пятом курсе бакалавриата я как раз и сделала свой выбор. Я решила обучаться в магистратуре, а затем и в аспирантуре. Сейчас же планирую связать свою профессиональную деятельность с наукой и преподаванием в родном ОмГПУ.
Одновременно с началом работы в вузе и обучением в магистратуре я стала преподавать у школьников 8-11 классов в классах психолого-педагогической направленности по программе «ПЕД? КЛАСС!». Тема ориентации школьников на педагогическую профессию интересовала меня ещё с моих студенческих времён, а сейчас я работаю над диссертацией по данной теме.
Как заинтересовать школьников поступать на педагогические специальности? На этот вопрос ответ ищут ученые и педагоги уже не первое десятилетие. Существуют различные точки зрения; мы же с коллегами убеждены, что оптимального результата здесь можно достичь за счёт включения школьников в неформальную образовательную деятельность.
Именно в данном направлении я планирую работать в аспирантуре и после ее окончания. Наверняка это не единственный проект, который будет реализован мной в соавторстве с коллегами с кафедры педагогики ОмГПУ. Здесь работают творческие и идейные преподаватели, которые каждый раз вдохновляют на новые свершения.