+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • III Всероссийское совещание по вопросам адаптации несовершеннолетних иностранных граждан

III Всероссийское совещание по вопросам адаптации несовершеннолетних иностранных граждан

09.12.2025

5 декабря в Московской области состоялось III Всероссийское совещание на тему «Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы». В мероприятии приняли участие более тысячи человек из 89 регионов. Организатором совещания выступает Министерство просвещения Российской Федерации.

С приветствием к участникам обратился Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Он отметил, что обсуждаемая на совещании тема является одной из приоритетных для системы образования. В последние годы по поручению Президента и Правительства Российской Федерации приняты дополнительные меры, в том числе в части обеспечения межведомственного подхода при решении вопросов по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

На пленарной сессии эксперты Министерства просвещения РФ, Министерства внутренних дел РФ и Рособрнадзора представили доклады по актуальным вопросам. Они затронули государственную политику в сфере образования, касающуюся языковой, социально-культурной и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей. Также были рассмотрены вопросы обмена сведениями о несовершеннолетних иностранных гражданах между МВД России и органами управления образованием, организации тестирования на знание русского языка до их зачисления в школы, а также профилактики преступлений и правонарушений среди данной категории детей.

Филологический факультет Омского педагогического университета осуществляет реализацию программы «Русский язык как неродной» для группы детей из Сирии, которые оказались в Омске по программе помощи беженцам. Ребята учатся пять дней в неделю. Помимо уроков, в их расписании выделено время для отдыха и игровых занятий. Дети не просто учат русский язык, а постепенно входят в новую для себя среду: играют со сверстниками, знакомятся со студентами, узнают о культуре и обычаях России.

«Чтобы дети из Сирии могли не только освоить русский язык, но и интегрироваться в социокультурное пространство России, преодолеть психологические барьеры и успешно адаптироваться, преподаватели кафедры разработали комплексную программу интенсивного обучения. Она включает ежедневные уроки с учётом уровня подготовки, потребностей, культурных особенностей ребят. Объяснение материала ведётся с привлечением родного языка, с использованием специализированных учебников, наглядных пособий, игровых форм, электронных ресурсов. Ребята узнают о географии, истории, культуре России. При необходимости проводятся индивидуальные занятия и консультации психолога. На уроках происходит обращение к личному опыту юных сирийцев, которые рассказывают о своей стране и её традициях, что создаёт благоприятную атмосферу. Кроме того, в пространстве университета дети погружаются в свободную коммуникативную среду: знакомятся с русскими студентами и школьниками, общаются с иностранцами, разговаривают с сотрудниками факультета, постепенно привыкая к русской речи. Несомненно, огромную роль играет доброжелательное отношение окружающих, готовых прийти на помощь, и преподавателей, создающих комфортные условия обучения», – поделилась заведующая кафедрой русского языка как иностранного и предвузовской подготовки Юлия Юрьевна Литвиненко.

Опыт Омского педагогического университета по реализации специализированной программы для детей из Сирии отражает практическое применение обсуждаемых на федеральном уровне подходов. Работа сочетает интенсивное языковое обучение, культурное погружение и психологическое сопровождение, что соответствует ключевым направлениям государственной политики в данной сфере.

Центр коммуникации и управления проектами,
фото: пресс-центр Министерства просвещения Российской Федерации