+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Интервью с учёным

Интервью с учёным

08.02.2024

В чем отличие науки в педагогическом вузе, как найти свой путь исследователя и что отличает изыскания Омского педагогического – обо всём этом и не только рассказала проректор по научной работе и доктор экономических наук Ирина Геращенко в День российской науки. Читайте и вдохновляйтесь.

В чем принципиальное отличие науки в педвузах от других гуманитарных и социальных исследований?

Педагогическим вузам приходится работать в некоем дуализме: во-первых, необходимо развивать педагогические науки, и педагогическое направление научных исследований является в нашем вузе основным, но в то же время мы должны проводить научные исследования и по другим областям науки, так как преподаватель химии, физики, истории и других дисциплин должен знать современные проблемы в предметной науке, использовать результаты современных научных исследований в образовательной практике. Без предметных научных исследований в области естественных, социальных и гуманитарных наук педагогического вуза нет. По этой причине у нас есть научные лаборатории по биологии, биохимии, физике, философии, филологии и т.д. и, конечно, по педагогике. Именно тем, что в педагогических вузах должны наравне с основными педагогическими науками развиваться научные исследования в предметных областях знаний, и отличается педагогический вуз от других вузов.

Какие особенности характерны для исследований Омского педагогического?

Каждый вуз, безусловно, силен в какой-то определенной научной области. У нас очень сильные научные школы в области педагогики, психологии, специальной психологии, биологии, истории, философии, физики, филологии. Особенности ОмГПУ — кафедральные или факультетские научные школы, но мы стараемся организовывать межфакультетское научное взаимодействие. Сейчас считается, что на стыке разных дисциплин будет рождаться новое знание, поэтому в этом отношении у нас есть уже преимущество, как педагогического вуза, и готовые команды: биохимики сотрудничают с психологами и медицинскими работниками, педагоги работают с историками, философами, физиками, математиками и др. Междисциплинарность заложена в самом принципе дуализма педагогического образования: мы должны научить человека и педагогике, и методике преподавания, и предмету, и везде он должен использовать результаты современных научных исследований.

Какие важные для нашего региона научные исследования проводят в ОмГПУ?

Говоря о региональном масштабе, стоит упомянуть лабораторию биологического мониторинга, в которой проводятся научно-исследовательские мероприятия по актуализации сведений Красной книги Омской области, их мы, безусловно, будем продолжать. Достаточно серьезные исследования у наших историков по археологии и истории Сибири, Омского края. Можно выделить и исследования, которые проводят педагоги и психологи непосредственно для региона. При этом надо понимать, что исследования на региональном уровне, с одной стороны, изучают региональный аспект, с другой стороны, получают технологии, методы и модели, которые применимы и на других уровнях. Любые научные исследования, которые даже изначально сосредоточены на региональных аспектах, через новые методы, модели, технологии расширяют границы научного знания до российского и даже международного уровня. Решая региональные проблемы, мы вносим вклад в междисциплинарное и общенаучное знание.

В российской научной повестке мы присутствуем благодаря тем же направлениям исследований: биология и экология, биохимия, физика, педагогика, психология, философия, история, филология. В этом году у нас выстрелили именно филологи. У них планируются два объемных научных проекта. Первый проект международного масштаба — разработка технологии формирования индивидуальных образовательных траекторий для изучения русского языка и русской культуры в Республике Казахстан, второй – формирование коммуникативной культуры обучающихся организаций среднего профессионального образования в аспекте становления профессиональной и гражданской идентичности. В этом году мы открываем научную лабораторию «Региональная литература в контексте историко-культурных традиций XIX–XXI вв.». В целом планов очень много, поэтому надеемся, что у нас будут еще новые научные проекты, а старые продолжат функционировать.

С кем взаимодействует вуз в научном сообществе?

Мы сотрудничаем с образовательными организациями города, региона и страны, выстроено научное сотрудничество со всеми российскими педагогическими вузами, но, помимо этого, имеем научные связи с зарубежными вузами. Кроме того, активно сотрудничаем с военно-историческим обществом, географическим обществом, со многими научными институтами Российской академии наук, прежде всего с Сибирским отделением РАН, и Российской академией образования: у нас два академика и один член-корреспондент РАО.

Как вы пришли к тому, чтобы стать учёным?

Свою первую диссертацию я защитила по физике твердых тел. Позже, как самого молодого кандидата наук, меня попросили переключиться на экономику. Мне очень понравились финансы. На мой взгляд, есть общее между физикой и финансами. Физика — о законах природы, а финансы — о законах экономики. Есть, конечно, свои особенности у финансовой науки: законы физики работают везде, а финансово-экономические законы в каждом случае необходимо оценивать заново, но это только добавляет интерес исследователю. Поэтому докторскую писала в области формирования оптимальных корпоративных финансовых стратегий.

Чему посвящены ваши исследования, какие вопросы изучаете на данный момент?

Сейчас есть тема, которую я веду постоянно: финансовый и финансово-стратегический менеджмент компаний. Есть вопрос, который меня интересует: проблемы и пути сглаживания региональной дифференциации доходов населения. Это общемировая тенденция, и есть разные методы, как с ней бороться. Для нашего государства эта проблема очень актуальна.

Насколько, по вашему мнению, эффективно и результативно для науки проведение событий, которые включают в себя эмоциональный и образовательный компоненты?

Такие мероприятия очень нужны. Конечно, каждое мероприятие должно преследовать какую-то цель и быть ориентированным на определенный возраст. Интерес может вызвать даже самый простой опыт. И вот ребенок уже зажегся, у него появился интерес, он начинает думать, как же объяснить то, что происходит. Иногда такие простые, но интересные вещи вызывают искренний интерес, и ребенок поворачивается к науке. Еще один важный аспект: такие события меняют отношение к науке как к скучному времяпровождению, показывают, что наука — это интересно, занимательно и это то, чему можно посвятить свою жизнь. Чем раньше проводить такие мероприятия с детьми, тем лучше. Чем больше детей приходит в науку, чем больше ей уделяется внимания, тем лучше будет развиваться наше государство и, главное, интереснее и технологичнее станет наша жизнь.

Каково состояние развития студенческой науки у нас в университете? Какие видите перспективы, исходя из наблюдений?

Студенческие исследования на факультетах не ограничиваются курсовыми и выпускными квалификационными работами, на всех факультетах созданы студенческие научные общества. Они организуют мероприятия, в которых студенты погружаются в научную среду и пытаются с преподавателями на равных решать научные проблемы. Тем более в вузе есть хороший студенческий журнал Ratio et Natura, научные статьи в который проходят довольно жесткий отбор. При сравнении даже со многими известными журналами видно, что наш журнал выделяется высоким уровнем научных результатов. Он входит в РИНЦ, и с каждым выпуском студенческих статей становится всё больше и больше. Публикация статьи — это публикация конкретного научного результата, но и серьёзные размышления о научной проблеме с определением своих взглядов на её решение — это уже достаточно большой плюс и первый шаг в науку. Кроме этого, привлечением студентов в науку занимается общеуниверситетское Студенческое научное общество: мы стараемся поддерживать стремление заниматься наукой, организуем выездные научные школы с интересной программой. Вот уже третий год подряд объявляем конкурс студенческих научных лабораторий (СНЛ), которые работают под руководством преподавателей. В этом году планируем открыть еще четыре студенческие научные лаборатории. Надеемся, что СНЛ станут тем центром, вокруг которого будет зарождаться интерес к науке и появятся серьёзные студенческие научные исследования.

Какие советы вы могли бы дать тем, кто только начинает свой путь в науке?

В первую очередь надо понять, что интересно именно тебе. Потом очень важно найти наставника: преподавателя или студента постарше, который тоже был бы заинтересован этой темой. В науке очень важны единомышленники и наставник, который помогает тебе сделать первые шаги. Если с наставником и темой вы смогли определиться, значит, у вас уже построена научная карьера.

Для того чтобы выбрать наиболее интересную тему, конечно, нужно много читать. Чтобы определиться окончательно, надо выбранную проблему оценить, насколько она актуальна, что нового вы можете внести в науку своими исследованиями.

Если просто работаешь над какой-то научной темой, то это одна ситуация. Если работаешь над тем, что тебе действительно интересно, — это уже другой уровень научного знания и другой подход. Мой научный руководитель говорил: «Я занимаюсь тем, что мне нравится, и мне за это еще платят деньги». Если вы найдете то, что вам действительно интересно, то легко сможете построить научную карьеру и добьетесь высоких результатов.

Что отличает хорошего наставника?

Один из наиболее объективных критериев – ученая степень. Она подчёркивает, что человек умеет добиваться научных результатов. Диссертация — собранные вместе исследования, ступенька, благодаря которой ты чувствуешь себя однозначно выше. Но, конечно, главное в наставнике – он должен заниматься тем, что ему интересно, должен гореть на работе. Если он горит сам, то сможет зажечь и своих учеников. Учёная степень важна, но обоюдный интерес к научным исследованиям может быть более значим.

Центр коммуникаций и управления проектами