+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Инженерное мышление со школьной скамьи: техническое будущее с «ТЕХкомьюнити55»

Инженерное мышление со школьной скамьи: техническое будущее с «ТЕХкомьюнити55»

10.12.2025

Учёба в нашем университете – это не только лекции и семинары. За кажущейся рутиной занятий скрываются живые научные изыскания, смелые педагогические эксперименты и совместные проекты, в которых участвуют студенты, преподаватели и сотрудники университета. Мы расскажем об одном из таких начинаний, которое уже сегодня оказывает влияние на наше образовательное пространство и за его пределами. Речь пойдет о проекте ОмГПУ «Проектирование региональной системы инженерно-политехнического образования детей».

Сегодня особенно остро стоит вопрос нехватки квалифицированных инженерных кадров: от проектировщиков до специалистов по наладке и обслуживанию высокотехнологичного оборудования. Государство ставит чёткий приоритет – развивать научно-технологический суверенитет и наращивать потенциал обрабатывающей промышленности. В Омской области это реализуется через Стратегию развития до 2030 года, где особое внимание уделяется раннему формированию инженерной культуры у детей. Но есть проблема: единой системы непрерывного инженерно-политехнического образования – от школы до вуза – на данный момент не было. Именно поэтому актуально исследование, направленное на создание целостной экосистемы инженерного образования с учётом запросов региона, возможностей образовательных организаций и, главное, интересов самих детей и подростков.

Цель данного проекта – создать и апробировать региональную модель непрерывного инженерно-политехнического образования: от школьной скамьи до вуза.

Баракина Татьяна Вячеславовна, доцент, кандидат педагогических наук, подробно рассказала об идее проекта «ТЕХкомьюнити55», а также о достигнутых результатах команды.

- Татьяна Вячеславовна, расскажите об основных принципах формирования региональной системы непрерывного инженерно-политехнического образования детей.

- Современный мир находится в состоянии стремительной технологической трансформации. Цифровизация, роботизация, аддитивные технологии, искусственный интеллект и биотехнологии становятся драйверами глобальной экономики. В таких условиях конкурентоспособность любого региона напрямую зависит от его способности готовить кадры, способные не только адаптироваться к изменениям, но и создавать новые технологии.

Омская область, обладающая мощным промышленным потенциалом, остро нуждается в инженерных кадрах новой формации. Однако существует разрыв между потребностями предприятий и компетенциями выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования. Преодолеть этот разрыв возможно только через создание целостной преемственной системы инженерного образования, начинающейся не в вузе, а с самого раннего детства.

Непрерывное инженерное образование – это целенаправленный и поэтапный процесс формирования инженерного мышления, технических и исследовательских компетенций, который реализуется на всех уровнях общего и дополнительного образования.

С 2024 года в Омской области реализуется региональный проект «ТОРИО: территория опережающего развития инженерного образования». В настоящее время перед региональной системой образования встает задача создания и обеспечения бесперебойного функционирования в Омской области экосистемы для воспитания поколения инноваторов, технически грамотных специалистов, способных решать сложные технологические задачи, направленные на развитие региона.

Следует отметить, что концепция непрерывного инженерного образования должна строиться на следующих принципах: обеспечение непрерывности и преемственности, практико-ориентированность образовательного процесса, обеспечение равных возможностей, доступность, учет индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.

- Что легло в основу системы непрерывного инженерно-политехнического образования детей в рамках подготовки педагогических работников и обучающихся педагогических направлений к реализации образования детей?

- Региональная система инженерно-политехнического образования призвана обеспечить подготовку мотивированных и компетентных абитуриентов для ведущих технических вузов, а в перспективе – кадровый резерв для предприятий региона. Однако успешность реализации этой масштабной задачи напрямую зависит от главного ресурса – педагога. Именно учитель, преподаватель, наставник становится ключевым звеном, транслятором новых знаний и технологий.

В этой связи научно-методическое сопровождение педагогов региональной системы инженерно-политехнического образования приобретает стратегическое значение. Оно перестает быть эпизодическим повышением квалификации и превращается в непрерывный, системный и адресный процесс поддержки профессионального роста педагога.

- Какие основные результаты исследовательской деятельности можно озвучить на сегодня?

- Разработаны теоретические основы построения региональной модели инженерно-политехнического образования детей: определено содержание понятия «инженерно-политехническое образование», описаны основные модели реализации инженерного образования, выявлены и описаны особенности региона, влияющие на построение модели инженерно-политехнического образования.

Определены принципы формирования региональной системы непрерывного инженерно-политехнического образования детей, описаны условия, обеспечивающие консолидацию образовательных ресурсов в области инженерно-политехнического образования детей на примере Омска и Омской области.

Описана система научно-методического сопровождения непрерывного инженерно-политехнического образования детей в системе основного и дополнительного образования, подготовки педагогических работников, обучающихся педагогических направлений к реализации инженерно-политехнического образования детей.

Разработан комплекс мероприятий инженерно-политехнической направленности (выставки, конкурсы, олимпиады) для детей, обучающихся высших и средних специальных учебных заведений, педагогов.

- Апробация научно-исследовательских работ производится на площадке «ТЕХкомьюнити55». Расскажите о данном проекте.

- Проект реализуется в Омском педагогическом университете с 2018 года. «ТЕХкомьюнити55» = ТЕХ (техника, технология, политехнический) + комьюнити (сообщество, союз, взаимодействие, обмен опытом) + 55 (код региона, Омская область).

Таким образом, наш проект направлен на создание условий для взаимодействия самых разных субъектов в области инженерно-политехнического образования, на поиск новых путей, средств, методик развития инженерных умений у детей и взрослых.

Проект в первую очередь региональный, но с выходом на всероссийский и международный уровни. Мы создаем среду, в которой каждый может не только научиться сам чему-либо, но и научить других, поделиться своим опытом работы на добровольной, безвозмездной основе.

Основными направлениями проекта являются:

  • «Школа»: создание и расширение сети специализированных кружков для обучающихся учреждений дошкольного, основного, среднего профессионального и высшего образования; проведение мастер-классов и обучающих семинаров, турниров, олимпиад, игровых программ; организация работы профильных смен в пришкольных и выездных лагерях в период каникул;
  • «Педагог»: проведение для педагогов мастер-классов и обучающих семинаров, диалоговых площадок, конкурсов профессионального мастерства, курсов повышения квалификации, стажировок; разработка и распространение учебно-методических материалов;
  • «Семья»: проведение для родителей обучающихся мастер-классов, индивидуальных консультаций, экспертиз; организация семейных мероприятий, конкурсов, турниров инженерно-политехнической направленности.

Стоит отметить, что проект неоднократно становился победителем всероссийских конкурсов:

  • Всероссийского конкурса «Волонтерские инициативы в системе образования» (Барнаул, 2021, 2022) в номинации «Лучшая методическая разработка в сфере высшего образования» – гран-при и I место;
  • Всероссийского конкурса учебно-методических материалов журнала «Информатика в школе» (Москва, 2023) – II место.

(Дополнительное соглашение Министерства просвещения Российской Федерации от 26.09.2025 № 073-03-2025-053/5)

Центр коммуникации и управления проектами