Ежегодный Единый государственный экзамен служит важнейшим показателем уровня подготовленности выпускников школы к поступлению в высшие учебные заведения и дальнейшей профессиональной деятельности. В свете недавнего интервью Сергея Сергеевича Кравцова, главы Министерства просвещения РФ (газета «Ведомости»), этот инструмент приобретает новые грани понимания. Полную версию интервью можно почитать здесь.
Министерство, возглавляемое Сергеем Сергеевичем с января 2020 года, активно работает над улучшением качества подготовки будущих специалистов. Ключевым направлением стало создание единого образовательного пространства, предполагающего стандартизацию учебных программ и их адаптацию к требованиям экзамена. Это позволяет избежать ситуаций, когда выпускник сталкивается с незнакомым материалом на экзамене, обеспечивая предсказуемость результатов.
По словам экспертов ОмГПУ, высокие показатели на ЕГЭ невозможны без глубоких знаний и навыков, приобретаемых в процессе систематического обучения. Более трёх лет подряд Омский государственный педагогический университет успешно реализует образовательный проект «Мастер-классы экспертов ЕГЭ», охватывающий широкий спектр предметов: русский язык, литературу, обществознание, историю, математику, физику, географию, биологию, химию и английский язык. Ведущими специалистами проекта являются опытные преподаватели ОмГПУ – председатели и члены экспертных комиссий ЕГЭ.
В рамках ежегодного мероприятия школьники города Омска и Омской области получают уникальную возможность ознакомиться с тонкостями сдачи государственных экзаменов, услышать советы профессионалов относительно наиболее распространённых ошибок и трудностей, возникающих на экзаменах, а также овладеть эффективными методами подготовки и грамотного распределения времени при выполнении заданий ЕГЭ. В нынешнем учебном году проектом воспользовались около 120 учащихся региона.
Валентина Николаевна Красноухова, заведующая кафедрой физики и методики обучения физике, поделилась опытом подготовки к проведению мастер-классов по физике. Она подчеркнула, что особое внимание уделяет структуре заданий первой части экзамена, поскольку именно в ней учащиеся нередко допускают элементарные ошибки, такие как неправильный перевод единиц измерения, игнорирование подписей на графиках и масштабе координатных осей. Для повышения шансов учеников на получение баллов Валентиной Николаевной предлагаются специальные методы решения задач. Что касается второй части экзаменационных заданий, которая отличается большим разнообразием подходов, Валентина Николаевна подчеркивает необходимость ознакомления ребят с основными критериями оценивания и правилами правильного оформления решений, позволяющими дополнительно увеличить количество набранных баллов.
Константин Сергеевич Диянов, директор Академического лицея Омского государственного педагогического университета, подчеркнул положительные стороны процесса унификации образовательных программ и их согласования с содержанием Единого государственного экзамена, отметив, что такая мера обеспечивает гарантию отсутствия на экзамене неожиданных вопросов, выходящих за рамки школьной программы. Однако он акцентировал внимание на том, что успешность прохождения ЕГЭ определяется множеством факторов, среди которых уровень изучения предмета в конкретной школе (базовый или углубленный), качество уроков и занятий, направленных на проработку трудных тем и решение комплексных задач.
Кроме того, Константин Сергеевич указал на важную роль психологической готовности к испытаниям. Он привел примеры, когда ученики, испытывая сильное эмоциональное напряжение, совершали простейшие ошибки или неверно заполняли экзаменационные формы, теряя таким образом ценные баллы. По мнению директора, крайне полезным инструментом подготовки к ЕГЭ служат пробные экзамены, позволяющие учащимся привыкнуть к процедуре тестирования, научиться справляться со стрессом и рационально управлять временем во время самого экзаменационного периода.
Проректор по учебной работе ОмГПУ Елена Викторовна Черненко поделилась мнением о распространенных заблуждениях касательно подготовки современных школьников к Единому государственному экзамену. Эксперт отметила, что утверждение о «натаскивании» на задания ЕГЭ существенно искажает суть экзаменационной процедуры. К примеру, первая часть экзамена по истории представляет собой не простой тест, а сложное задание, требующее глубокого понимания исторического контекста и умения сопоставлять информацию о событиях, явлениях и процессах разных эпох. Вторая часть экзамена аналогична по объему первой, однако требует от участников написания развёрнутых ответов, демонстрирующих способность находить и анализировать историческую информацию в источниках, обосновывать различные точки зрения фактическими материалами и устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.
Елена Викторовна Черненко подчеркнула, что основной целью ЕГЭ является дифференцированная оценка готовности школьника к обучению в высшем учебном заведении. Успех на экзамене возможен исключительно благодаря сформированному набору компетенций, включающих способности ясно выражать мысли, приводить аргументы, оперировать историческими фактами и интерпретировать визуальную информацию. Просто натренироваться на определённые типы заданий недостаточно, успех на ЕГЭ по истории достигается только путем систематической совместной работы учителя и ученика, нацеленной на развитие соответствующих предметных и межпредметных навыков.
В эпоху глобальных изменений и постоянного роста требований к качеству образования современные образовательные инициативы, реализуемые Министерством просвещения РФ совместно с ведущими вузами страны, становятся залогом успеха молодых россиян в будущем.