+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Точка зрения • Как грамотно вести родительский чат?

Как грамотно вести родительский чат?

Развитие информационных технологий приводит к закономерным изменениям как в повседневном, так и профессиональном общении. Одним из таких изменений в работе педагога стало использование мессенджеров для организации общения с родителями учеников. Родительские чаты дают возможность быстро доносить и собирать информацию, а также получать обратную связь без необходимости выделять время на личную встречу. Однако ведение и администрирование новых каналов связи – это не всегда простая задача для учителя.

Мы поговорили с доцентами кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Юлией Марус и Еленой Коваленко и выяснили, каких правил и принципов стоит придерживаться педагогу при ведении родительского чата.

«Тон общения в чате задаётся фотографией, которой представляет себя собеседник. Установите сдержанное деловое или портретное фото, которое не даст участникам чата больше персональных сведений о вас, чем те, которые им уже известны. Не менее важно использовать в никнейме свое полное имя, без шутливых прозвищ. В поле «О себе» дайте краткую личную информацию: «Классный руководитель 1А класса» и пр.

Нельзя забывать, что на профессиональное общение в сети распространяются те же правила этикета, которые регулируют общение личное. Всегда начинайте диалог с приветствия, не переходите на обращение на «ты» или по имени. Обсуждайте в профессиональном чате только рабочие вопросы. Не допускайте обсуждения политики, религии, доходов и подобных тем.

Для удобства администрирования важно создать памятку с правилами чата и закрепить ее, чтобы она находилась в быстром доступе для участников. В памятке пропишите основные моменты: ограничьте время, в которое вы будете принимать вопросы и давать ответы, формат сообщений, который вам удобен (можно ограничить сообщения письменными, без использования голосовых, без пересылки поздравительных открыток, использование реакций вместо коротких ответов). Также необходимо прописать правила регулирования конфликтов и личных обращений. Так, например, личное отправляется в личные сообщения, конфликты решаются тоже в личном порядке. В общем чате не обсуждаются чужие и собственные дети, не сообщается о болезни или иных личных обстоятельствах.

Нельзя забывать, что чат полезен только при его минималистичности. Полезно использовать формы голосования для решения каких-либо вопросов, не засоряя чат лишними сообщениями. Это позволит сделать чат местом конструктивного общения и размещения важной информации и объявлений, а не форумом для обсуждения житейских вопросов и обмена мнениями и опытом.

Важно быть готовым к тому, что эмоции неизбежны, как бы вы ни старались придерживаться правил и требовать этого от других участников. Предлагаем вооружиться знанием профессиональной этики и здравым смыслом для разрешения возникающих эмоциональных ситуаций. Педагог всегда корректен, нормативен и соблюдает нейтралитет, признает наличие проблемы, но не афиширует сторону, которой сочувствует в конфликте, не переходит на личности, не выходит за рамки делового языка. Наиболее эмоциональные моменты в родительском чате – это оценки и требования к поведению ребёнка в школе. Держите под рукой критерии оценивания работ и Положение о внутреннем распорядке школы – так вы всегда сможете бесконфликтно напомнить их содержание родителям.

Ещё один вопрос, вызывающий наиболее сильный отклик у участников чата, – отношения между детьми. Насмешки, издёвки, драки – всё это неизбежно при взаимодействии членов детского коллектива. Предлагайте родителям решить какие-то простые ситуации в индивидуальном порядке или пригласите обе стороны на личную встречу. В сложных ситуациях, когда этого оказывается недостаточно, сообщите, как и кому адресовать жалобы: назовите часы приёма заведующего или директора, педагога-психолога, заместителя директора по воспитанию.

Крайне важны в родительских чатах проблема его засорения бессодержательными сообщениями и проблема провокаций. Зачастую они заменяют собой конструктивную беседу или мешают ее нормальному течению, а также создают напряженную ситуацию. Для решения этих проблем мы можем посоветовать назначить модератора чата. Лучше всего попросить о модерировании члена родительского комитета, действия которого будут восприниматься не как личные, а выражающие мнение большинства. Этому же человеку можно предложить создать отдельный чат для текущего неформального общения родителей. Однако важно понимать, что родительский комитет – это не орган власти. Он только аккумулирует и анализирует мнения родителей.

И, конечно, всегда помните, что родительский чат – это всего лишь удобный инструмент для обмена информацией. Его ведение не является прямой обязанностью учителя. Главная цель создания чата – упрощение коммуникации с родителями учеников. Он должен помогать оперативно устанавливать контакт, а не затягивать педагога в водоворот бесконечных вопросов и ответов по всем школьным и околошкольным темам в любое время дня и ночи. Рабочее и личное время учителя имеют свою ценность. Помните это сами и не давайте забывать об этом другим».

Отдел информационной политики