Первые дни весны отметились мероприятием, содействующим большей открытости и гостеприимству культурных институций России. В Санкт-Петербурге прошла защита инклюзивных проектов музеев России. В фокусе внимания – просветительские проекты для слабовидящих и незрячих о литературе, искусстве, верованиях. По инициативе Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля и Благотворительного фонда В. Потанина уже второй год проходят лаборатории, в которых федеральные и региональные музеи проработывают идеи, адаптирующие и гуманизирующие среду сохранения наследия.
«По приглашению коллег второй раз участвую в качестве куратора группы музеев – наставника, который помогает дорабатывать, оттачивать идеи, учитывать специфику коммуникации и восприятия аудитории. Это ответственная задача – сопровождать команды музеев от первого формулирования до финального представления, после совместной работы коллегам предстоит апробировать проекты в своих музеях. Помимо музейного опыта, в работе наставника полезны знания возрастной психологии, специальной педагогики, методики организации индивидуальной работы, групповой динамики, поэтому поставленная задача органична тому, чем занимается педагогический университет», – рассказала Ирина Прохорова, директор центра коммуникации и управления проектами Омского педагогического.
Особенность проектов этого года во включении ольфакторного (ароматического) компонента в просветительские программы и опора на совместное участие людей с сенсорными особенностями и без. Это важный и позитивный сдвиг в сторону решений, приятных всем посетителям музеев. Мы с интересом ждём запуска ароматических аудиоспектаклей, открытия аптекарских огородов и программ на основе архаичных ольфакторных композиций.
«Наша лаборатория — это в первую очередь образовательная программа для сотрудников музеев, которая помогает им переосмыслить свою работу в области взаимодействия с людьми с инвалидностью. Она помогает музеям сделать первые шаги, с поддержкой теорией, методикой. Самое важное, что наша лаборатория завершается проектным блоком, в котором участники под руководством опытных кураторов по социокультурному проектированию разрабатывают собственные музейные программы. И мне видится это наиболее эффективным методом: без перевода в плоскость собственного музея знания, к сожалению, постепенно уходят из нашего аппарата и из нашего внимания и забываются. Это показало в прошлом потоке очень хороший результат: как минимум три музея дальше осуществляют свои программы при нашей поддержке, как методической, так и финансовой. Ещё три разработанных проекта получили поддержку через другие грантовые конкурсы – Президентский фонд культурных инициатив и благотворительный фонд «Свет». Помимо всего прочего, кроме школы инклюзии, это школа социокультурного проектирования», – рассказала Ксения Белькевич, заместитель директора ГМИРЛИ им. В. И. Даля.
Презентации успешно прошли при участии экспертов сообщества незрячих и слабовидящих, представителей музейного сообщества, команды организаторов – Центра развития инклюзии ГМИРЛИ имени Даля, наставников – российских социокультурных проектировщиков Ольги Валентиновны Синицыной, Юлии Александровны Поцелуевой и Ирины Викторовны Прохоровой.
Благодарим ГМИРЛИ им. Даля за доверие и возможность вносить вклад в развитие культурных проектов, популяризирующих наследие России.