В Омском государственном педагогическом университете при поддержке Общества «Знание» и Навигаторов детства Омской области прошел экспертный семинар-практикум «Психологические основы воспитания – теория и практика развития профессиональных компетенций специалистов сферы воспитания».
«Соединение теории и практики – то, что отличает семинар. Познакомиться с теоретическими основами психологии воспитания, которые сегодня развиваются и разрабатываются в нашей стране, участники смогли благодаря Витольду Альбертовичу Ясвину, приглашенному нами в качестве топового спикера. Вторая часть события была посвящена практике подготовки специалистов, работающих в сфере воспитания. Две экспертные сессии были посвящены стратегии подготовки советников, тактике, типовым моделям реализации образовательных программ, а третья — методическим материалам, разработанным группой исследователей ОмГПУ, работающих в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ*. От участников-практиков мы получили первые экспертные отзывы, которые позволят нам совершенствоваться. Это важнейший наш принцип – прочная связь теории и практики, включение практиков в обсуждение с учеными», – рассказала Наталья Станиславовна Макарова, ректор ОмГПУ.
Очными участниками стали 200 преподавателей вузов и колледжей, специалистов учреждений дополнительного профессионального образования, советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Первая часть события – лекция профессора, лектора Общества «Знание»*, заведующего кафедрой педагогической культуры и управления в образовании Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России Витольда Ясвина. Более 1500 человек присоединилось к трансляции онлайн в официальной группе университета “ВКонтакте”.
В выступлении он уделил внимание неочевидным факторам и механизмам воспитательного процесса, которые играют важную роль в формировании профессиональной осознанности и целенаправленности педагогов, и подчеркнул, что глубокое понимание этих аспектов способствует повышению эффективности воспитательной деятельности, а также открывает новые возможности для их реализации в практике школьного образования.
«Воспитание – наиболее сложный и тонкий из всех возможных видов деятельности людей. Помимо очевидных аспектов, таких как передача знаний и формирование навыков, существуют неочевидные, но крайне важные элементы, которые существенно влияют на эффективность воспитания и развитие личности. Например, эмоциональный климат, модель поведения взрослых, социальные и культурные контексты, воспитательная среда и воспитание как формирование отношений личности», – сказал Витольд Ясвин.
На лекции был проведен системный и глубокий анализ ключевых проблем воспитательной деятельности: роль примера и среды в педагогике, мировоззрение и эрудиция педагога, психология эффективного общения и продуктивных педагогических взаимодействий.
Вторым тактом события стали интерактивные экспертные сессии, построенные вокруг презентации проблематики НИР, проводимой исследовательской группой ОмГПУ.
Участники совместно с исследователями и преподавателями Омского педагогического в формате мастер-классов, кейс-студий, групповых дискуссий обсудили результаты ключевых направления исследования «Проектирование вариативных моделей подготовки советников директоров по воспитанию в высшем и дополнительном профессиональном образовании»:
- «Подготовка педагогов к воспитательной деятельности в программах профессионального дополнительного образования»;
- «Модели подготовки советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»;
- «Образовательные и методические материалы для обучения советника».
«Такие лекции дают толчок к осмыслению: что необходимо изменить или что применить, обратить внимание на какие-то очевидные вещи, но под другим углом зрения. Отметила для себя, какие книги, материалы стоит просмотреть, вспомнить и применить уже по-другому. Отложились мысли, которые хочется обдумать. Поиск эффективной формы обучения, которая максимально принесет пользу в современной школе, может сформироваться в хорошее обучение для советников благодаря включению нашего наработанного опыта и мнений в разработки ОмГПУ», – делятся впечатлениями участники семинара, советники директоров по воспитанию Омской области.
Полученная обратная связь поможет совершенствовать программы подготовки и методические материалы для советников директоров по воспитанию, а также будет учтена при формировании профильной программы магистерской подготовки в Омском педагогическом.
Университет выражает благодарность за поддержку события Российскому обществу «Знание», Институту развития образования Омской области, региональному отделению Российского детского центра и образовательным организациям региона.
*Исследование выполнено в рамках государственного задания на 2025 год на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Проектирование вариативных моделей подготовки советников директоров по воспитанию в высшем и дополнительном профессиональном образовании» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России от 25.04.2025 № 073-03-2025-053/1).
*Знание.Государство — просветительский проект Общества «Знание» для государственных служащих с целью повышения их осведомленности об истории, культуре и экономике России, задачах СВО, геополитике. В рамках проекта проходят лекции и федеральные трансляции из мультимедийных студий Общества.