+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Наталья Макарова в эфире «Радио России» рассказала о подготовке будущих педагогов в ОмГПУ

Наталья Макарова в эфире «Радио России» рассказала о подготовке будущих педагогов в ОмГПУ

02.02.2023

Проректор по учебной работе ОмГПУ Наталья Макарова приняла участие в программе «Классный чат» на «Радио России». Главной темой программы стали права учителей.

Имеет ли право учитель публиковать свою личную жизнь в соцсетях? Можно ли запретить школьникам снимать преподавателей на камеру? Как избежать конфликта между учителями и родителями? Какие главные страхи у молодых педагогов? Почему в школах региона нехватка педагогов? Как сегодня готовят учителей в Омском педагогическом университете? Ответы на эти вопросы прозвучали в эфире программы «Классный чат». Главные мысли Натальи Макаровой – в нашем материале.

Наталья Макарова в эфире «Радио России» рассказала о подготовке будущих педагогов в ОмГПУ

Конфликт между учителями и родителями

Здесь проблема в том, что иногда люди не понимают, что у них на самом деле единая цель – благополучие ребенка, его здоровье и качество его образования. Как у профессионала, у педагога есть все возможности сделать взаимодействие бесконфликтным. Главное – транслировать родителям то, как совместно прийти к достижению этой общей цели. Родители любят говорить: «Мы вам отдали ребенка в школу, поэтому вы должны его научить». Стоит заранее договариваться о том, что делает школа и как родители участвуют в процессе образования и воспитания ребенка. Если учебное заведение готово выстраивать отношения с родителями, проводить совместные воспитательные мероприятия, чтобы родители видели, как школа влияет на ребенка, как много она для него делает и какие возможности открывает перед ним, тогда конфликты сойдут на нет.

Родительские собрания

Родительские собрания должны носить характер педагогического инструктажа. Важно помочь родителям наладить общение с ребенком. Если педагог таким образом действует, родители будут уважительно относиться к нему и начнут предлагать свою помощь в решении задач образования.

Страхи будущих педагогов

Приведу в пример TALIS – международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения. Российские учителя отмечают, что молодые педагоги больше всего опасаются неудач в работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. На втором месте в перечне самых больших страхов находятся затруднения, связанные с индивидуальными особенностями ученика: одаренность, гиперактивность и так далее. Опасения насчет взаимодействия с администрацией школы и родителями уже на последних местах, хотя со стороны может казаться иначе.

Общение молодых педагогов с родителями

Вопрос общения с родителями трудно отработать на этапе подготовки к трудоустройству в школе. Если уроки будущий учитель может моделировать в студенческой группе, воспроизводить и оттачивать их на практике в учебном заведении, то истинное взаимодействие с родителями случается крайне редко. Нет возможности его отработать, отсюда и опасения. Но, к счастью, в школах есть наставничество, и если молодой педагог боится идти на первое родительское собрание больше, чем на первый урок, то наставник поможет правильно спланировать работу с родителями.

Нехватка педагогов

Из Омского педагогического ежегодно выпускается более 1000 человек, и работать по специальности идут около 75 % из них. Несмотря на это, по городу и области остро ощущается нехватка педагогических кадров, что объясняется несколькими причинами. Был период, когда в университете были очень низкие контрольные цифры приёма, и как раз сейчас из вуза выпускаются те немногие, кто поступал к нам в это время. Потребность оказывается непропорциональной количеству выпускников. Кроме того, как бы грустно ни было об этом говорить, происходит старение учительского корпуса и учителя массово уходят на пенсию. Еще выпускники уезжают в другие регионы, где более высокие зарплаты и привлекательные условия труда. К тому же ОмГПУ – федеральный университет, поэтому к нам поступают ребята со всей страны. Кто-то из них после окончания вуза возвращается в родной регион, не все трудоустраиваются в Омске.

Работа будущих педагогов с третьего курса

Директора школ находятся в поисках не только выпускников, но и студентов третьего-четвертого курсов: Министерство просвещения разрешило третьекурсникам работать по программам дополнительного образования, а с четвертого курса ребята могут устроиться в школу. Значительная часть студентов Омского педагогического работает в школах уже с третьего курса.

Педагог в соцсетях

Каким контентом в социальных сетях может и не может делиться учитель? Мы учим своих студентов: ты должен сам соответствовать тому, что транслируешь детям. Если ты привел что-то в пример, но сам этому не последовал, то получается, что ты противоречишь своим суждениям и формируешь противоречивое мнение о себе и мире у учеников. У каждого из нас свои стандарты допустимого. Не существует человека, который объявил бы себя образцом, по которому нужно измерять эталон служебного поведения. Поэтому, на мой взгляд, стоит руководствоваться этим универсальным принципом, и он поможет избежать недопониманий и конфликтов.

Практическая подготовка будущих педагогов

В программах педагогического образования предусмотрено значительное количество практики – 60 зачетных единиц, фактически в сумме это целый год. Это очень много. Помимо этого, сейчас студенты проходят практическую подготовку на лабораторных занятиях. Они вместе с преподавателями отрабатывают модельные ситуации, проектируют уроки, чтобы потом идти с ними к детям, обсуждают, анализируют и оттачивают навыки. Существуют огромные банки разнообразных педагогических ситуаций, и художественные фильмы могут стать основой для разбора.

Если говорить про старшие курсы, то проводится много волонтерских проектов, в рамках которых ребята помогают школьникам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Во время пандемии была запущена программа «Педагогический – врачам». Наши студенты делали уроки вместе с детьми, родители которых работали в красной зоне. В общем, если хочешь научиться взаимодействовать с детьми, то необходимый опыт в Омском педагогическом сможешь получить точно.

Отдел информационной политики