+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Точка зрения • О проблемах школьных психологов

О проблемах школьных психологов

С каждым годом нагрузка школьного психолога лишь растёт. Он общается сразу с несколькими сотнями учеников, их родителями и классными руководителями, а также заполняет сопутствующие документы. Как же в подобных условиях избегать профессионального выгорания и получать удовольствие от работы?

В 2022 году был пересмотрен профессиональный стандарт «Педагог-психолог». Разработчики сообщают об изменениях требований к компетенциям психологов в образовательной сфере и отмечают, что «в современной России психологическое сопровождение процесса обучения рассматривается на самом высоком государственном уровне».

Мы поговорили с завкафедрой общей и педагогической психологии ОмГПУ, доктором психологических наук Ларисой Антилоговой и выяснили, чем именно занимается педагог-психолог и как факультет психологии и педагогики решает вопрос по подготовке студентов к работе в школе.

Лариса Антилогова

Лариса Антилогова:

«Проблема „выживания“ школьного психолога сегодня стоит достаточно остро. Заработная плата низкая, а поле деятельности огромное: 500-600 обучающихся на одного психолога. Чтобы дойти до каждого ребёнка, узнать о его проблемах, при такой нагрузке потребуется не один год. Поэтому педагог-психолог в основном осуществляет психодиагностику того или иного явления, наличие которого необходимо выявить сразу у нескольких учеников. Например, нужно определить склонность подростков к девиантному поведению. Так, „запускается“ соответствующая методика, обрабатываются полученные данные, а затем администрации и классным руководителям сообщается, сколько было выявлено детей с отклоняющимся поведением. Часто дальше этого работа не идет. Просто не хватает времени на психолого-педагогическое просвещение родителей и учителей, разработку программы профилактики и т.д.

В плане подготовки педагогов-психологов на нашем факультете и в вузе делается немало. Во-первых, увеличилось число практик, где студенты могут попробовать себя в различных видах психолого-педагогической деятельности: апробировать ту или иную методику, провести психологическое консультирование детей, родителей или педагогов, разработать и реализовать в практической деятельности психологический диагностический инструментарий, провести с обучающимся психолого-педагогические тренинги по развитию и коррекции какого-либо свойства или качества личности.

Ещё, как правило, на базах практик работают наши выпускники, которые уже вошли в профессию и могут оказать квалифицированную помощь студентам-практикантам. Некоторые из них являются работодателями по нашей кафедре, поэтому хорошо ориентируются в том, что необходимо знать современному психологу и какими навыками он должен обладать.

Было бы хорошо, если бы педагог-психолог мог реализовать свои психологические знания как преподаватель психологии. Когда-то наша область выступала пилотной площадкой по организации преподавания психологии, начиная с начальной школы. Возглавляла данный проект доктор психологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова И.В. Дубровина. Тогда были подготовлены учебники по психологии для начальной школы. Проводились методологические семинары педагогов-психологов по обмену опытом работы. Однако сегодня сделанные наработки используются только в отдельных школах и, как правило, в кружковой работе по психологии.

Около пяти лет назад Министерство образования РФ решило вернуться к этому вопросу. Активно шло обсуждение того, что основы психологических знаний необходимы современным школьникам. Поднимался вопрос о разработке учебников по психологии и о подготовке кадров, которые будут вести соответствующие уроки. Ждём продвижения в этом направлении, ведь работать с полной отдачей сейчас могут только те школьные психологи, которые являются настоящими энтузиастами своего дела».

Отдел информационной политики