+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Общество • Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году

Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году

08.09.2022

Новый учебный год во всех российских школах начался с нововведений. Теперь перед занятиями в школах будут исполнять гимн и поднимать государственный флаг, а в начале недели будет проходить урок «Разговор о важном». Важные изменения произошли и в учебном процессе. Так, теперь историческое просвещение школьников введено с первого класса: историческая составляющая будет и в уроках русского языка, окружающего мира, основах религиозных культур и светской этики. Также будут проводиться киноуроки на исторические темы. С данными инициативами выступили Министерство просвещения и Российское историческое общество.

«Историческое образование в школе – связующая нить, передающая социальный опыт из поколения в поколение, ключевой инструмент формирования гражданской идентичности. Знание прошлого помогает обеспечивать диалог культур и цивилизаций, поддерживать атмосферу доверия в межгосударственных отношениях», – отметил председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Поддержал усиление исторического образования в школах и ректор ОмГПУ, председатель регионального отделения Российского исторического общества Иван Кротт.

«Знание истории позволяет выстроить целостную картину мира и осознать взаимосвязь событий. История учит мыслить глобально и системно, потому что она опирается на исторические факты. Ещё в древности историю называли “наставницей жизни”. Именно потому истории всегда уделяется большое внимание. Практическое значение исторических знаний очень ценится. История играла, играет и будет играть значимую роль в обществе и в патриотическом воспитании подрастающего поколения», – считает Иван Кротт.

У уроков истории огромный воспитательный потенциал. Так считает учитель истории и обществознания омской гимназии № 69 им. И.М. Чередова, выпускница ОмГПУ Анастасия Голикова. На своих уроках она опирается на учебник истории и при этом использует дополнительные материалы: фрагменты из кинофильмов, картины и исторические источники. Всё это помогает ученикам лучше усваивать учебный материал.

«Демонстрируя факты масштабных свершений народа, достижений культуры и науки, возможно создать условия для воспитания у ребенка активной гражданской позиции. Думаю, что стоит уделять активное внимание вопросам культуры и искусства России. Понимание и чуткое отношение к культурным достижениям и ценностям необходимо для становления нравственных идеалов», – убеждена Анастасия Голикова.

Константин Диянов – учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России». Сейчас он преподает историю и обществознание в 6-х классах в омской гимназии № 19. Говорит, что в последнее время видит изменение отношения к истории и со стороны общества, и со стороны государства.

«История становится основой патриотического воспитания. Сейчас это особенно ощущается в проектной работе и в инициативах общественных и образовательных организаций. На историю стали смотреть по-другому: если раньше это был важный школьный предмет для общекультурного развития учеников, то теперь это значимая дисциплина и в воспитательной работе. Без работы с историческими сведениями уже невозможно представить воспитательный процесс. Думаю, что в будущем тренд на усиление исторического образования будет развиваться. Это абсолютно оправданно. Идеологические вызовы, которые доносятся со всех сторон, обязывают нас доносить истинные смыслы до детей и молодежи», – считает Константин Диянов.

В этом учебном году внесены изменения и в подготовку учителей истории. В новых учебных планах подготовки учителей истории и обществознания реализуется концепция «Ядра педагогического образования». Цель программы – формирование единых подходов к содержанию практической, методической, психолого-педагогической и предметной подготовки педагога во всех вузах страны. Эти изменения уже произошли и в Омском педагогическом университете.

«Предметной рабочей группой при участии преподавателей факультета была разработана структура и содержание предметного модуля “История”. На основе этих рекомендаций унифицированы дисциплины учебного плана, установлена их последовательность и объемы изучения, обновлена учебно-методическая документация. Программы учебных дисциплин приведены в соответствие с потребностями и реалиями современного исторического образования и ориентированы на формирование предметных компетенций бакалавров педагогического образования», – отметила декан факультета истории, философии и права ОмГПУ Елена Черненко.

Добавим, что в старших классах в скором времени может появиться и дополнительный курс истории, где детям расскажут о значимых событиях в жизни страны и их влиянии на становление российского государства.

Отдел информационной политики