+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Преподаватель ОмГПУ Ирина Аблова: «География – это умение понимать все процессы и явления вокруг нас, видеть их взаимосвязь»

Преподаватель ОмГПУ Ирина Аблова: «География – это умение понимать все процессы и явления вокруг нас, видеть их взаимосвязь»

18.08.2023

Сегодня в России отмечается День географа. Он был учреждён по инициативе Русского географического общества. Накануне праздника мы поговорили с доцентом кафедры географии и методики обучения географии ОмГПУ Ириной Абловой и узнали, почему она стала преподавателем географии, как наука о Земле может пригодиться в повседневной жизни, как преподавать географию и какие курьезные случаи бывают на студенческих географических практиках. Обо всем этом и не только – в нашем интервью.

Ирина Михайловна, как Вы пришли в педагогическую профессию?

Вопроса о выборе профессии после окончания школы у меня не было, так как моя мама работала в школе и все детство я провела у нее на работе. Это была небольшая деревенская школа. Я сидела у мамы на уроках, а когда мне это надоедало, я шла по другим кабинетам, на другие уроки. Мне нравилось наблюдать, как школьники рисуют, отвечают у доски, читают стихи. Из детских игр часто была игра в школу, и я всегда была учителем. В школе я была председателем учебной комиссии и часто занималась с отстающими одноклассниками. Поэтому профессия учителя была определена  еще в детстве.

Почему выбрали именно географию?

Любовь к географии мне привила моя учительница. Она окончила педагогический институт и пришла на работу в мою школу. Она очень интересно, образно рассказывала, могла объяснить очень сложные моменты просто и понятно. Я люблю географию и всегда хотела её изучать. Мне нравиться читать о природе материков, путешествиях и открытиях. Наверное, поэтому сейчас мне как преподавателю более интересна физическая география.

Какова сфера ваших научных интересов, кроме физической географии?

Тема моей диссертации была связана с оценкой агроклиматических ресурсов Западной Сибири. Поэтому сейчас область моих научных исследований связана также с анализом изменений климатических переменных: температуры, количества осадков за различные временные интервалы. Это достаточно актуально, так как позволяет дать оценку развития современного климата.

Зачем сегодня изучать географию? У каждого в смартфоне есть карта мира и доступ к разной информации по географии.

География – это умение понимать все процессы и явления вокруг нас, видеть их взаимосвязь. Это умение видеть прекрасное в окружающем нас мире. Мы ежедневно пользуемся географическими знаниями, даже не обращая на это внимание: прогноз погоды, выбор места отдыха или путешествия. Знание географии позволяет лучше понять текущие события. Изучение географии дает понимание места и пространства со своей историей, природой, экономикой, населением.

Что в педагогической профессии для Вас наиболее интересно?

Я люблю работать с людьми, люблю общаться со студентами и коллегами. Для меня каждое занятие как спектакль, который каждый раз играешь по-новому. Сколько бы ты ни был в педагогической профессии, сколько бы занятий ты ни провел, новый студенческий коллектив всегда дает мотивацию для роста. Это другое настроение, это другие обстоятельства, и ты должен уметь адаптироваться к этому, уметь играть свой спектакль. Важно, чтобы это был спектакль не одного актера, нужен диалог, поэтому важно заинтересовать студента, включить его в работу.

Что больше запомнилось с географических практик со студентами?

Географические практики – это всегда интересно, так как студенты раскрываются совсем с другой стороны. Здесь создается особая атмосфера общения, что позволяет ребятам проявить личные качества, черты характера.

На практике очень часто случаются курьезные случаи. Помню случай из своей учебной практики по топографии, которая проходила в Чернолучье на первом курсе. У каждой бригады был свой участок, на который нужно было составить план глазомерной съемки. Моя бригада поленилась и сделала план грубо приближенным к действительности, за что получили, конечно же, порицание, незачет и указание к вечеру все исправить и сделать  правильно. Начался дождь. Под зонтами с компасом и рулеткой мы стали исправлять работу. В результате план глазомерной съемки был настолько точным, что на него были нанесены все водопроводные колонки в поселке, все тропинки, определена высота берега, рассчитана скорость течения Иртыша, и даже собачьи будки были нанесены на план.

Со студентами мы часто проходим практику в районе Большой Островки на левом берегу Иртыша. Обычно там мы строим геоморфологический профиль. И вот студенты с рулетками, угломерами, нивелирами ведут измерения. Все это вызывает интерес у местных жителей: для чего мы выполняем эти измерения? Всегда найдется шутник среди студентов, который пояснит: «Газ будем вести». Эта версия оказывается очень интересна местным жителям: обступив студентов, они начинают спрашивать о сроках работ, о стоимости проекта газификации. И вот уже все жители улицы участвуют в обсуждении и сопровождают студентов почти на всем маршруте.

Современный учитель географии - какой он?

Современный учитель географии – это человек, любящий свою профессию, знающий свой предмет и умеющий им заинтересовать, следящий за научными тенденциями, постоянно развивающийся в области предмета, готовый учиться новому, применяющий новые методики и технологии.

А чем сегодня особенно интересуются студенты-географы?

Можно сказать, что на Земле уже все давно открыто и нанесено на карты. Но в мире географии остается много интересного: проблемы изменения климата, вопросы экологии, экономики и многое другое. Сейчас используются новые методы дистанционного зондирования, позволяющие получить информацию совершенного другого уровня о природной среде, о динамике развития тех или иных природных явлений. Существуют компьютерные программы, с помощь которых можно строить модели различных природных процессов и делать прогнозы. В современной географии разрабатываются инновационные инфраструктурные проекты, например арктические, определяется их влияние на среду, на экономику.

Какими достижениями своих учеников Вы гордитесь?

Я горжусь студентами, которые стремятся узнать что-то новое, интересуются наукой. Радует, если студент интересуется не столько отметками, сколько новыми знаниями, поиск которых вызывает азарт. Студенты, понимающие ценность знаний, вызывают гордость.

В Год педагога и наставника что пожелаете будущим педагогам?

Сегодня роль учителя не ограничивается только передачей информации. Нужно стать для ученика именно наставником, помогающим ему развивать свои способности, открывать свои таланты, находить свое призвание. Быть педагогом – значит постоянно развиваться. Вы должны быть интересны ученику, научитесь его удивлять. И для этого вовсе не надо быть гением, достаточно любить и понимать то, что вы делаете.

Отдел информационной политики