В ОмГПУ продолжается проект «Воспитатель NEXT», который помогает молодым педагогам адаптироваться в детском саду и получить нужные навыки. Сегодня для педагогов прошел вебинар «Актуальные вопросы в работе начинающего воспитателя». Спикерами вебинара выступили доценты кафедры педагогики и психологии детства Елена Ожогова и Наталья Савина и методист детского сада № 375 Мария Шейнмаер.
«Одной из основных проблем для молодых воспитателей остается взаимодействие с родителями. Именно поэтому мы сделали акцент в новом вебинаре на педагогическом общении», – отметила руководитель проекта, завкафедрой педагогики и психологии детства Наталья Мурзина.
Так, Елена Ожогова рассказала о разных приемах, которые помогут выслушать родителей, расположить к себе собеседника и конструктивно дать критику. К примеру, приемы, которые помогут повысить эффективность общения:
- имя собственное: всегда обращайтесь к собеседнику по имени, а не абстрактно;
- золотые слова: говорите «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и т.п.
- терпеливый слушатель: не перебивайте говорящего, слушайте внимательно
- диалог: в диалоге говорят всегда двое, а не один, поэтому не увлекайтесь монологом и выслушайте собеседника.
Правила конструктивной критики, которые помогут молодому педагогу в общении с коллегами, родителями и детьми:
- сохраняйте ровный тон;
- прежде чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите;
- критикуйте поступки, а не человека;
- не критикуйте при свидетелях;
- помогите критикуемому «сохранить лицо», дайте возможность высказаться и исправить ситуацию.
Правила успешного общения в любой ситуации:
- дайте человеку возможность выговориться;
- постарайтесь понять проблему, с которой к вам обратились;
- ведите беседу, учитывая индивидуальные особенности собеседника;
- говорите на понятном языке для собеседника;
- в диалоге старайтесь не доминировать (помните, всегда говорят двое);
- если хотите покритиковать, то сначала скажите что-то одобряющее, похвалите заслуги собеседника;
- поддерживайте в общении положительное настроение;
- будьте открыты, благожелательны, приветливы и позитивны;
- будьте терпимы к чужому мнению;
- относитесь к собеседнику с уважением;
- не делайте поспешных выводов вслух;
- не говорите о других плохо, не давайте оценок другим людям в беседах (они могут об этом узнать);
- избегайте общения с болтливыми людьми;
- развивайте в себе такие качества, как такт, терпение, дипломатичность, проницательность, оптимизм.
«Родители могут ценить и уважать даже молодых специалистов в детских садах. Это приходит в тот момент, когда мы завоевываем внимание и доверие ребенка. Тогда родители начинают прислушиваться к советам воспитателей», – считает Мария Шейнмаер.
Добавим, что в проекте «Воспитатель NEXT» создан образовательный блог «Дошкольник+». В нем преподаватели делятся полезными материалами для воспитателей детских садов: методами работы с родителями, техниками организации досуга и другими.