+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Ректор ОмГПУ Иван Кротт рассказал о фундаментальных научных исследованиях ученых университета для региона

Ректор ОмГПУ Иван Кротт рассказал о фундаментальных научных исследованиях ученых университета для региона

08.02.2023

Вот уже 24 года научно-образовательное сообщество нашей страны отмечает День российской науки. История этого праздника берёт своё начало ещё в XVIII веке. 8 февраля в 1724 году был издан императорский указ о развитии науки в Российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Сейчас по всей России работают сотни лабораторий, институтов и разных научных центров, которые способствуют развитию национальной экономики, культуры, образования и других областей.

Омский педагогический уделяет особое внимание научно‑исследовательской работе. В День российской науки ректор ОмГПУ Иван Кротт рассказал о фундаментальных исследованиях, которые проводят ученые университета для региона.

Исследования для Красной книги Омской области

Ученые ОмГПУ на протяжении многих лет проводят исследования для Красной книги Омской области. Научная лаборатория биологического мониторинга ОмГПУ по государственному контракту проводит исследования актуального состояния экосистем и проблем сохранения биоразнообразия региона. В 2025 году в регионе будет издана новая версия Красной книги, которая будет составлена по результатам исследований ученых Омского педагогического университета.

Инновационные исследования в области биохимии

В научно-исследовательской лаборатории биохимии ОмГПУ проводятся исследования слюны и ее применения в клинической лабораторной диагностике и экологическом мониторинге. Ученые работают над созданием эффективной модели диагностики онкологических заболеваний на ранних этапах.

Решение задач для геологии и почвоведения

Научно-исследовательская лаборатория диэлькометрии и петрофизики ОмГПУ занимается разработкой методов измерения диэлектрической проницаемости, измерением диэлектрической проницаемости природных сред в широком частотном диапазоне. Это необходимо для создания диэлектрических моделей сред, которые используются при интерпретации зондирования сред электромагнитными волнами. С точки зрения фундаментальной науки ученые ОмГПУ решают задачу о распространении электромагнитных волн в веществе.

Решение задач для геологии и почвоведения в ОмГПУ

Исследования почвенных дождевых червей

Научно-исследовательская лаборатория систематики и экологии беспозвоночных ОмГПУ исследует дождевых червей. Проект «Последствия межвидовых взаимодействий аборигенных и чужеродных собственно почвенных дождевых червей в Западной Сибири» в 2021 году получил финансовую поддержку РНФ и Правительства Омской области. Ученые исследуют процесс, который может оказать серьезное и длительное воздействие на наши экосистемы. Дождевые черви – это “инженеры”, которые определяют многие особенности и характеристики экосистем.

Междисциплинарные археологические раскопки

Омский педагогический университет имеет большой опыт в археологии и давно ведет археологические раскопки в Омской области и за ее пределами. В 2021/2022 гг. археологи и студенты ОмГПУ продолжили полномасштабные раскопочные работы курганов саргатской культуры в Горьковском районе Омской области. Раскопки прошли в крупной научной коллаборации с Институтом истории и археологии УО РАН, Институтом проблем освоения Севера СО РАН и Уральским федеральным университетом. Сейчас в Омске, в историческом парке «Россия – моя история», готовится открытие мультимедийной выставки «Сибирские древности. Омская стоянка», поддержанной фондом «История Отечества». Авторы экспозиции – коллективы парка и музея археологии и этнографии ОмГПУ.

Преподавание математики в смешанном формате обучения

Научная лаборатория кафедры математики и методики обучения математике ОмГПУ по госзаданию Минпросвещения РФ проводит исследование по теме «Методика преподавания математики в общеобразовательной организации с учетом реализации моделей смешанного обучения». «Как изменяется образовательный процесс в школе в связи с реализацией моделей смешанного обучения математике?» – ответ на этот вопрос можно найти в результатах работы научного коллектива.

Исследования гибридного обучения

По госзаданию Минпросвещения РФ междисциплинарная группа исследователей ОмГПУ реализует проект «Профессиональная компетентность педагога для реализации гибридного обучения». Ученые сделали вывод, что гибридное обучение является не промежуточным звеном между очным и дистанционным, а следующей, более сложной с точки зрения организации и методики обучения моделью. Для ее реализации педагогу нужны методические инструменты проектирования обучающих гибридных сред. Это предполагает сочетание цифровых и традиционные ресурсов, создание бесшовного предметного содержания, организацию продуктивного сотрудничества с учетом индивидуальных запросов обучающихся, в том числе детей с ОВЗ.

Исследования в области педагогики

В научной лаборатории персонификации образования ОмГПУ ученые исследуют стратегии индивидуализации школьной образовательной среды, изучают опыт ведущих школ России в области персонификации образования. Эта сфера педагогики в настоящее время является одной их самых передовых.

Исследования в сфере функциональной грамотности

С 2021 года преподаватели ОмГПУ работают над научно-исследовательской темой «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования». В рамках второго этапа исследования были определены возможности профессионального педагогического и лингвокультурного пространств региона для формирования и развития функциональной грамотности. Региональная система образования с ее традициями и новациями, стратегиями и практиками рассмотрена как продуктивная среда для развития учителя, способного готовить учеников к жизни в мире-тексте. Научный коллектив убежден, что для решения здесь и сейчас задачи формирования функциональной грамотности система образования имеет ресурсы, однако нуждается в их аккумуляции, осмыслении, в трансфере опыта. Ученые ОмГПУ предложили своеобразный прототип, на базе которого учителя России могут строить свою работу по формированию функциональной грамотности, варьируя региональный компонент. Результаты исследований 2022 года обобщены в монографии «Региональная система развития функциональной грамотности школьников: профессионально-педагогические и лингвокультурологические решения», учебном пособии «Функциональная грамотность. Омск: книга для учителя с заданиями и методическими советами», статьях и докладах.

Коммуникативное воспитание и коммуникативная безопасность

В Омском педагогическом на кафедре русского языка и лингводидактики при поддержке гранта фонда развития науки ОмГПУ работает лаборатория развития коммуникативной компетентности. Ученые предложили концепцию коммуникативного воспитания, его содержания, методов, инструментов, описали ценностно-смысловой и технологический вызовы, стоящие перед субъектами коммуникативного воспитания, определили его перспективы. В поле зрения остается интернет-коммуникация, в частности рассматривается требование грамотности как фактор, приводящий к конфликтам и разрыву коммуникации в интернет-среде. Знание о коммуникативных нормах и принципах популяризируется в форматах онлайн-курса, деловых игр, мастер-классов, постеров, информационных плакатов и интерактивных памяток, готовится сборник методических рекомендаций по коммуникативной безопасности в педагогическом общении.

Воспитательная работа в регионе

Лаборатория Омского научного центра РАО «Воспитание детей и молодежи в условиях цифрового общества» разрабатывает научно-методические материалы для образовательных организаций Омска и Омской области. Лаборатория помогает омским школам в организации воспитательной работы и проводит оценку качества содержания рабочих программ в этой сфере.

Инженерно-политехническое образование детей

Научно-исследовательская лаборатория инженерно-политехнического образования детей «КОНСТРУКТОРиУМ» помогает развивать инженерно-политехнические умения с помощью различных конструкторов. В лаборатории занимаются разработкой теоретических основ и методических аспектов инженерно-политехнического образования детей. «КОНСТРУКТОРиУМ» организует научно-практические семинары, мастер-классы, конференции для педагогов и студентов, проводит выставки, конкурсы и олимпиады по конструированию для школьников, студентов и педагогов. В лаборатории разработали программу дополнительного образования «Инженерная школа Cuboro» для педагогов региона. Помимо этого, в свет вышел одноименный учебно-методический комплекс, состоящий из методического пособия для учителя и трех рабочих тетрадей для учеников начальной школы.

Отдел информационной политики