Вернуться на старый сайт ОмГПУ

+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Истории успеха выпускников • Сергей Гиль: «Учитель и наставник помогают ученику строить каркас жизни»

Сергей Гиль: «Учитель и наставник помогают ученику строить каркас жизни»

Недавно в нашем университете побывал выпускник исторического факультета Омского государственного педагогического института им. М.А. Горького Сергей Гиль. Ныне - доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель группы проектов «Карьера в России», президент фонда «Интеллектуальный альянс». Мы связались с нашим выпускником и узнали, какие впечатления на него произвел изменившийся университет, почему он выбирал Омский педагогический для учебы, как сложился его профессиональный путь и почему учитель должен служить своей миссии. Обо всем этом – в нашем интервью.

Сергей Сергеевич, недавно Вы заходили в гости в родной университет. Какие впечатления у Вас?

На презентацию университета меня пригласил ректор ОмГПУ Иван Иванович Кротт. Я с радостью согласился посетить родной вуз. Когда я вошел в главный корпус, то меня поразил дизайн светлых стильных коридоров. Раньше они были гораздо темнее.

Корпус на набережной Тухачевского в годы студенчества произвел мрачноватое впечатление. В отличие от нашего на Партизанской. Мы любили свой корпус: он всегда был атмосферным, притягивающим, наверное, также, как для студентов факультета иностранных языков корпус на Интернациональной.

А ныне в главном корпусе меня впечатлило, как профессионально выстроена работа по внедрению Технопарка педагогических компетенций в жизнь Омского педагогического. Воодушевляет гармония цвета, света, функциональности. Мне показалось, что аудитории стали уютными и более приспособленными к учебному процессу. Словом, в вузе создается культурная и деловая среда, которая ориентирована на студентов – будущих педагогов.

Почему пошли учиться в Омский педагогический?

Всю жизнь я знал, что буду работать в системе образования. В школьные годы я был увлечен работой в комитете комсомола. В нашей школе был очень сильный комсомольский актив, у которого было много интересных идей и инициатив. Многое, что мы делали в школе № 7 г. Омска, я до сих пор не всегда могу применить в федеральных проектах! У нас, как это ни покажется странным, пространство для творческого маневра в школе было неограниченным. Недавно я услышал важную фразу от директора Президентского физико-математического лицея в Санкт-Петербурге, что хорошая школа отличается большей вероятностью встречи с хорошими учителями. Мне с такой школой и с такими учителями повезло. Каждый из них научил меня тому, что я в жизни задействовал. Поэтому вопросов, где я буду работать, у меня не было никогда.

Вуз выбирал особым способом. Я жил в городке Нефтяников в Омске, и автобус № 73 был идеальным маршрутом до педагогического (тогда еще) института: от ДК «Строителей» до Драмтеатра. До университета государственного надо было идти пешком. В Омском педагогическом недолго выбирал между факультетами: историческим и филологическим.

Кто из преподавателей или старших товарищей повлиял на Вас и Вашу будущую профессиональную деятельность?

В Омске в 80-е годы действовала одна из мощнейших в СССР проектных школ: ГОШКА – Городская школа комсомольского актива. Она и ее команда во многом и повлияли на позицию, на выбор жизненного пути. Поэтому на истфак пришел подкованным, как и мои однокурсники. А здесь величиной № 1 для нас стала Наталья Александровна Сергеева. Она была нашим куратором. Этот человек заложил в нас, в меня фундамент того, как жить, как думать и как учиться. Я любил и люблю истфак. Но понимал, что историческое образование для меня – именно способ образования. Поэтому, когда на истфаке появилась Наталья Александровна Ложникова – ведущий преподаватель по педагогике, понимание своей будущности в работе с детьми, с молодежью просто оформилось как задача. Я могу сказать, что две Натальи Александровны повлияли на мою профессиональную судьбу и траекторию фундаментально. Это дорогой вклад в мою жизнь, и я им дорожу.

Как складывался Ваш профессиональный путь? С чего Вы начинали, чем занимаетесь сейчас?

После окончания вуза я не сразу поступил в аспирантуру. Через год Ирина Анатольевна и Сергей Анатольевич Маврины сказали: «Давай, Сергей, тебе пора!» И из надежных рук Омского педагогического передали в аспирантуру Уральского педагогического университета. С тех пор в списке наставников Зинаида Алексеевна Галагузова – мой научный босс по жизни! Я быстро защитил кандидатскую, вернулся в Омский пединститут и с легкой подачи коллег стал работать на факультете дополнительного образования. Там я счастливо проработал год, а затем меня позвали-забрали в администрацию города Омска. Сначала я работал замглавы Первомайского района, впоследствии Советского округа, а в конце 1999 года перешел в управление молодежной политики города Омска. В 2001 году защитил докторскую диссертацию и вскоре переехал в Москву.

Москва – город очень щедрый, комфортный и конкурентный. Это большое преимущество. Количество талантливых людей зашкаливает. Москва никого не ждет, ты просто приходишь и завоевываешь её, начинаешь наполнять собой. В этом городе было понимание, что омичи друг друга поддерживают. Сначала меня позвали заниматься аналитикой молодежных процессов в федеральном движении «Молодежное Единство». Позже мой научный босс сказала: «Надо идти в РГСУ!», и так неожиданно для себя с ноября 2001 года я стал деканом факультета социальной работы в вузе, который амбициозно и мощно претендовал быть лидером российского социального образования. Позже был хороший опыт работы в Министерстве образования и науки России. В отведенные мне полтора года федеральной службы удалось создать важный документ – Стратегию государственной молодежной политики Российской Федерации до 2016 года. Он отслужил сфере работы с молодежью свои отмеренные 10 лет. Решив задачу в 2006 году, я ушел в бизнес, в сферу научно-образовательного консалтинга, научных исследований и проектов. С тех пор мой главный предмет заботы – группа проектов «Карьера в России».

Забегая вперед, скажу: мы не готовим карьеристов. Мы помогаем студентам, бизнесу, колледжам и университетам выстроить партнерства, при помощи которых каждый из участников сделает свою карьеру достойнее и сильнее. Образовательные организации станут лидерами рынков в качестве ведущих поставщиков лучших кадров для экономики. Бизнес решит задачи своего развития, получая постоянный приток сильных молодых профессионалов из признанных центров подготовки. А студенты, будучи взращёнными в партнерстве бизнеса и образования, получат шансы на достойное развитие в профессии, в компании еще в годы студенчества. И, как вы понимаете, весь спектр сервисов для такого партнерства мы создаем, расширяем и поддерживаем мощное сообщество экспертов, тренеров, преподавателей и студентов, вовлеченных в цикл наших проектов.

Собственно, в настоящее время продолжаю руководить «Карьерой в России», являюсь научным руководителем группы проектов, а также президентом научно-образовательного благотворительного фонда «Интеллектуальный альянс».

Вы автор многих научных трудов и методических пособий, а что вдохновляет Вас на эту работу?

Становится очень интересно – это только тогда, когда ты в поисковом потоке. К счастью, мой научный опыт научил меня заниматься именно этим, и новые проекты все чаще не связаны просто с работой. Они появляются как страсть и жажда воплотить интересы тех, кто с тобой. Жизнь дарит мне массу таких кейсов, они ценны. Так, когда-то выпускник молодежных программ еще 2005 года в прямом смысле «затянул» меня в Татарстан, где горячо обсуждался вопрос о развитии республиканской системы работы с одаренными детьми и молодежью. В режиме полевых изысканий почти год мы «понимали» территории республики, слушали запросы детей, педагогов, бизнеса. Гипотеза для решения появилась в неожиданном формате. Он живет и действует уже 8 лет, нося красивое имя «Казанский открытый университет Талантов 2.0.» или кратко – «Университет талантов». И, главное, в нем в полном объеме работают простые идеи педагогики сотрудничества, сотворчества, а выпускники программ Университета Талантов – взрослые модераторы, которых в Татарстане уже подготовлены сотни, и ученики школ, студенты университетов – поддерживают культуру заботы и продюсирования вокруг себя.

Как Вы работаете с молодежью? Какие интересные молодежные проекты сейчас ведете? Есть ли возможность у студентов ОмГПУ поучаствовать в них?

На текущий момент «Карьера в России» ведет несколько сложных проектов для федеральных органов власти, институтов развития. Один из самых сложных называется «Молодежная политика и воспитательная деятельность в вузах России». Это научно-исследовательский проект, созданный по заданию Министерства науки и высшего образования России. На этапе разработки концепции проекта стоял вопрос: как в условиях многомерности, неопределенности и колоссального числа ценностных вызовов к молодежи вести эффективную, нужную воспитательную деятельность вместе со студентами, чтобы она была интересна, важна, поддерживаема, а не отторгаема? С большим коллективом экспертов из разных вузов и регионов мы создали оригинальную концепцию. Она очень простая: студент является главным держателем и носителем своего потенциала. Университеты и другие субъекты молодежной политики могут вместе со студентом создать ситуации и среду для раскрытия и применения его потенциала, чтобы потенциал студента стал его капиталом для достойной жизнедеятельности за пределами вуза. Звучит незатейливо. А воплотить эту гипотезу с доступностью для всех и каждого – вызов. Чем это не повод для участия студентов и исследователей Омского педагогического в большой работе?

Есть ли варианты сотрудничества с родным университетом?

Да, их много. Нужно просто встречаться и договариваться о том, что имеет значение друг для друга и для нас вместе.

Я думаю, что задача выпускника – подтверждать репутацию университета своим делом. И не делать тех предложений, которые могут быть избыточны. Но приглашать в проекты, в события, где как минимум интересно. Я приглашаю в «Карьеру в России». И еще, мне думается важным позвать ОмГПУ в экспедицию «Путь студента». Ее делают студенты из всех вузов России. Задача проекта – познакомиться со студентом лицом к лицу и выстроить его жизненную траекторию в университете. Экспедиция продлится до ноября 2022 года и закончится на Всероссийском студенческом форуме. Было бы здорово среди участников увидеть и студентов ОмГПУ.

Сергей Сергеевич, в преддверии Дня учителя скажите напутственные слова студентам ОмГПУ.

Мне нравится замечательная книга выдающегося педагога и писателя Януша Корчака «Как любить ребенка». В ней есть потрясающая цитата, она очень важна для того времени, в котором мы живем: «Учитель, если жизнь для тебя кладбище, не превращай жизнь ребенка в могилу». Учитель стоит на границе защиты потенциала ребенка. Сейчас время настолько многослойное и непростое, что каждый день приходится отвечать на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?». Для учителя самое важное – служение своей миссии. И каким бы ни было время, у учителя абсолютно мощный посыл в будущее, и он ведет в будущее те поколения ребят, которые общество сделают лучше. Студенту педагогического вуза нужно всегда понимать, а служит ли он своей миссии? Идет ли он вместе с ней в гору или нет? Ведь у него есть преимущество: прожить с учениками самые лучшие и самые сложные минуты будущего и получить его в награду.

Отдел информационной политики