С 21 по 28 марта в ОмГПУ состоялась студенческая научно-практическая конференция «Молодежь. Естественные науки и образование», организуемая факультетом естественнонаучного образования.
Конференция прошла по следующим направлениям:
- секция «Актуальные проблемы биологии, безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения в современной науке и образовании»
- секция «Проблемы географии, туризма и географического образования»
- секция «Проблемы химии»
- секция «Проблемы химического образования»
- секция «Проблемы биологии и биологического образования»
- секция «Исследование остаточных озер реки Замарайки»
22 марта участие в секции «Актуальные проблемы биологии, безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения в современной науке и образовании» приняли студенты направления «География и безопасность жизнедеятельности», а также учащиеся школы № 135 им Героя Советского Союза А.П. Дмитриева. Было заслушано 11 докладов, которые оценивали преподаватели ОмГПУ. Участники представили интересные доклады по вопросам методики преподавания безопасности жизнедеятельности, о здоровом образе жизни, стрессе, правильном питании, роли мультипликации в обучении младших школьников, потенциале изобразительного искусства при обучении ОБЖ и др.
«Впечатление от первого выступления на научной конференции было просто фантастическим. Это был опыт, который подтвердил мою любовь к науке, мою преданность исследованиям. Я поняла, что в этой сфере я нахожусь в своей стихии, и готова идти дальше, расширяя границы знания и делая свой вклад в развитие науки», – поделилась участница Екатерина Одновьюненко.
Работа секции «Проблемы географии, туризма и географического образования» (27 марта) привлекла студентов и магистрантов разных курсов. Они представили результаты своих исследований, выполненных под руководством преподавателей кафедры географии и методики обучения географии.
Тематика докладов участников конференции отличалась разноплановостью и интересным содержанием. Так, Голубева Валерия рассказала о распространении топонима «Омск» на картах различных регионов мира. Завгородняя Виолетта затронула ситуацию локального загрязнения атмосферного воздуха, связанную с деятельностью мангальных зон в нашем городе. Также в докладах были освещены проблемы методики обучения географии: эффективность применения цифровых образовательных ресурсов, ГИС-технологий, игровых технологий, экскурсий, кооперативно-групповой работы в процессе обучения географии для формирования предметных результатов, коммуникативных умений, цифровой грамотности обучаемых. Особую активность проявили студенты старших курсов и магистранты, совмещающие учебу в ОмГПУ с работой в школах города Омска, Северо-Казахстанской и Павлодарской областей Республики Казахстан. Они представили результаты своей практической работы со школьниками.
Особо следует отметить установившиеся связи в научно-исследовательской работе кафедры географии и горного факультета Карагандинского технического университета (Казахстан). Содержательный доклад студентки 1 курса этого университета Бакытжан Ерке-кызы по исследованию увлажнения долины реки Иртыш показал прикладной характер географических исследований по трансграничному объекту.
В работе секций «Проблемы химии» и «Проблемы химического образования», проводимых 28 марта кафедрой химии и методики преподавания химии, приняли участие студенты профиля «Биология и Химия». Тематика докладов включала анализ состава и качества питьевой воды и чайных напитков, томатов и цитрусовых, макро- и микрозелени, соусов и специй, зубных паст. Также студенты рассказали об использовании игровых технологий на пропедевтическом этапе школьного химического образования, разработке цифровых и настольных игр, организации домашнего химического эксперимента, изучении средств бытовой химии во внеурочной деятельности школьников и информированности студентов и школьников об антиоксидантном питании.
«Я участвую в конференции уже второй год подряд и вновь получила массу эмоций от данного мероприятия! Было интересно слушать защиту каждой работы и полезно услышать рекомендации по корректировке своей. Выступления на конференциях позволяют более эффективно подготовиться к предстоящей на 5 курсе защите ВКР», – подчеркнула студентка Наталья Понамарева.
Доцент кафедры химии и методики преподавания химии Е.А. Алехина отметила, что высокое качество докладов, глубина и уровень работ – это плоды совместной, тщательно спланированной и кропотливой работы студентов и их научных руководителей.
В работе секции «Проблемы биологии и биологического образования» (28 марта) приняло участие 17 докладчиков. Тематика оказалась разнообразной: изучение различных групп животных, экологическая оценка, формирование естественнонаучной грамотности, микробиологический анализ. Преподаватели отметили актуальность исследований, ответственное отношение студентов к подготовке докладов и выступлению, а также высоко оценили качество ответов на вопросы.
29 марта состоялась работа секции «Исследование остаточных озер реки Замарайки», в которой были представлены доклады на основе результатов работы междисциплинарной проектной группы Технопарка универсальных педагогических компетенций им. В.М. Самосудова ОмГПУ по трем естественнонаучным направлениям, соответствующим профилям факультета естественнонаучного образования ОмГПУ: химии, биологии и географии.
Всего было заслушано 12 докладов, подготовленных студентами 1-5 курсов под руководством преподавателей Алехиной Е.А., Демешко В.Н., Колпаковой Т.Ю., Макаровой Н.А., Скворцовой И.В. Тематика докладов включала определение физических свойств и химического состава (рН, кислотность, степень минерализации, содержание тяжелых металлов) воды и почвы остаточных озер реки Замарайки, изучение морфологических особенностей и видового состава ресничных инфузорий и брюхоногих моллюсков, топонимику озёр и изменение характера природопользования бывшей Замарайки.
Актуальность проводимых исследований подчеркнуло участие в работе секции Ольги и Сергея Яаксон – жителей микрорайона «Аванград», на территории которого находится один из участков некогда бывшей реки Замарайки. Они рассказали об изменениях, происходящих с рекой и ее обитателями, которые они наблюдают последние 6-8 лет.
Руководитель проектной группы Е.А. Алехина отметила важность проводимых исследований с региональной точки зрения, междисциплинарный подход к исследованию, возможность рассмотреть объект с позиции разных наук и их подходов, а также возможность для студентов, принимающих участие в исследовании, развить не только предметные знания, но и умения работать с оборудованием Технопарка.
«Для меня ценным на заседании секции стало участие в ее работе жителей микрорайона “Аванград”. Людям хочется жить в безопасном и чистом месте, иметь возможность общаться с природой, поэтому они проявили интерес к нашей тематике. А для участников проекта важно, чтобы результаты их исследований имели практическую значимость и нашли отклик среди омичей», – отметила доцент кафедры химии и методики преподавания химии Н.А. Макарова.
«Данная конференция имеет большое значение как для изучения бывшей реки Замарайки, так и для нашего университета. Мне было очень интересно поучаствовать в данной конференции, особенность которой заключается в том, что участие приняли студенты всех направлений нашего факультета. Я узнала о Замарайке не только как о географическом объекте, но и о ее химических и биологических особенностях», поделилась студентка Инна Баум.
В целом, работа секции прошла продуктивно, в атмосфере доброжелательности, соучастия, живого обсуждения докладов участников конференции. По итогам конференции все участники были награждены сертификатами, лучшие доклады – грамотами.