Ученые ОмГПУ проводят фундаментальные научные исследования в области коммуникативных компетенций и функциональной грамотности. Проект «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» получил федеральную поддержку в размере 3 млн рублей и реализуется в текущем году по заказу Министерства просвещения РФ.
Накануне команда проекта представила первые результаты реализации проекта на престижной VI Международной научной конференции «Речевая коммуникация в современной России».
В конференции приняли участие преподаватели кафедры русского языка и лингводидактики ОмГПУ. Они представили научной общественности результаты исследований, проведенных в рамках научной лаборатории развития коммуникативной компетентности. Доктор филологических наук, профессор Лариса Борисовна Никитина рассмотрела проблему грамотности в интернет-общении сквозь призму оппозиции «коммуникативная целесообразность – грамотность». Кандидат филологических наук, доцент Ольга Юрьевна Николенко поделилась наблюдениями об использовании терминов родства в политической коммуникации – при обращении глав государств к нации. Кандидат филологических наук, доцент Юлия Юрьевна Литвиненко и сотрудники кафедры русского языка как иностранного и предвузовской подготовки Вера Петровна Леденева и Елена Юрьевна Некрасова обобщили свой методический опыт и описали коммуникативные стратегии дистанционного обучения русскому языку как иностранному.
Руководитель проекта, доктор филологических наук, доцент Наталья Дмитриевна Федяева рассказала о текстах в пространстве педагогического дискурса, о традиции и результатах их изучения в аспекте функциональной грамотности. Также она обозначила перспективные направления методических разработок для организации активного взаимодействия учеников и текстов, которое является залогом успешного формирования функциональной грамотности. В ее докладе «Коммуникативная компетенция в структуре функциональной грамотности: модная терминология и вечные вопросы» были представлены особенности дискурса реформаторов образования, на примере понятий «глобальные компетенции», «компетенции 4К», «мягкие навыки», «функциональная грамотность» продемонстрированы типовые дискурсивные практики.
Известно, что в настоящее время в России происходит модернизация системы образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение международных образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве приоритетных задач общего образования.
Проблема функциональной безграмотности не может быть решена в рамках одной науки, это междисциплинарная задача. В проекте ОмГПУ объединены силы филологов и педагогов, в большой коллектив входят преподаватели нескольких кафедр головного вуза и филиала ОмГПУ в г. Таре.
Работа научных коллективов проекта продолжается. Ученые ОмГПУ по итогу исследований создадут единую концепцию по изучению функциональной грамотности, издадут несколько статей и монографий и выступят с докладами на конференциях.