В ОмГПУ состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Образовательная практика – науке». Главным организатором выступила директор Омского научного центра РАО, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики Надежда Викторовна Чекалева.
Встреча прошла в гибридном формате. Участники обсудили актуальные проблемы развития образования XXI века, вопросы установления межрегиональных партнерских связей и взаимодействия с общественностью по решению проблем развития современного образования и образовательной практики.
Участие в конференции приняли четыре научных центра: Омский научный центр РАО, Северо-Западное отделение РАО, Новосибирский научный центр РАО и Томский региональный научный центр РАО. Участниками конференции стали базовые школы Омского научного центра, директора и учителя которых выступили с интересными докладами. Около 200 человек практически со всей России приняли участие в конференции.
«Мы понимаем, что педагогическую науку может обогатить практика, и нам было интересно услышать доклады представителей школ. Мы выделили те важные позиции, которые есть сегодня в школах, и то, что они могут предъявить нашей педагогической науке. Второй важный аспект конференции – диалог между образовательными организациями. Большая благодарность за информационное сопровождение коллегам из Министерства образования Омской области», – отметила Надежда Викторовна Чекалева.
На конференции Ирина Андреевна Маврина, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы ОмГПУ, директор Центра развития образования города Омска, выступила с докладом «Диалектика науки и практики в образовании (единство и противостояние)». «Тема конференции актуальна в связи с необходимостью анализа нескольких реперных точек: множественные изменения личности современного ребенка, воспитанника, обучающегося, а также изменения условий его воспитания и обучения проектируют необходимость разработки и научного обоснования новых форм, средств, методов не только его обучения и воспитания, но и организации образовательной среды в соответствии с принципами индивидуализации, дифференциации и персонификации. Возникает вопрос: опережает ли педагогическая наука образовательную практику или образовательная практика дает ориентиры образовательной науке в связи с вновь образующимися проблемами? Поэтому с 2022 года ВАК РФ осуществляет реформу паспортов научных специальностей, регламентирующих направления исследований в современном образовательном пространстве РФ, и в 2023 году был предложен перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании. Поэтому имеет смысл соотнести запросы образовательной практики с возможностями исследователей и попытаться выявить те запросы, которые еще не попали в поле зрения ученых», – отметила Ирина Андреевна Маврина.
На конференции были рассмотрены следующие темы:
- Интеграция науки и практики в коллективном исследовании школ – педагогических лабораторий РГПУ им. А.И. Герцена,
- Практика проектирования краеведческого содержания в условиях сельского образовательного пространства,
- Организация индивидуально-групповых занятий в рамках ИОМ,
- Взаимосвязь науки и практики в современной общеобразовательной школе,
- Возможности «Точки роста» в развитии сельских школьников,
- Запросы психологической практики образования – наукам об образовании,
- Формирование медиакультуры педагогического и детского коллектива в процессе создания ими образовательного видеоконтента,
- Взаимодействие образовательных организаций в Томской области: актуальные направления научно-педагогических исследований,
- Развитие исследовательской активности детей в практике учреждения дополнительного образования,
- Практика персонификации образовательной среды школы как условие качества образования,
- Учреждение дополнительного образования – территория апробации и внедрения современных образовательных практик.
Весной планируется повторить конференцию, но с другим ориентиром: на ней обсудят, как наука может обогатить деятельность педагогов.