В декабре 2021 года, который был объявлен Годом науки и технологий, в Омском государственном педагогическом университете произошло значимое событие: на базе нашего вуза был открыт федеральный научно-методический центр сопровождения педагогических работников. Он создан как структурное подразделение ОмГПУ в целях достижения показателей федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Благодаря интеграции материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов университета и организаций-партнеров, центром ведется работа по двум направлениям: «Модели и технологии обучения в цифровой среде» и «Технологии коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». Руководителем центра назначена профессор кафедры информатики и методики обучения информатике, доктор педагогических наук Галина Аркадьевна Федорова, заместителем – доцент кафедры дефектологического образования, кандидат педагогических наук Ольга Сергеевна Кузьмина.
«Год науки и технологий стал для ОмГПУ успешным в научном аспекте. На базе нашего вуза создан федеральный научно-методический центр сопровождения педагогических работников, который станет точкой притяжения педагогов со всей страны. Центр дает возможность проводить фундаментальные и прикладные исследования и внедрять их в практику образования, что для нас очень важно. Он также создает условия для постоянного и планомерного повышения квалификации педагогических работников», – отметил ректор ОмГПУ Иван Иванович Кротт.
Основой для открытия центра стали многолетняя научно-исследовательская работа преподавателей факультета математики, информатики, физики и технологии по решению проблем информатизации образования и подготовки педагогических кадров, а также научно-методические разработки преподавателей факультета начального, дошкольного и специального образования по вопросам коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержательное ядро работы центра по направлению «Модели и технологии обучения в цифровой среде» составляют методика цифрового обучения, образовательная аналитика, сквозные технологии, использование цифровых платформ и сервисов в обучении. Основными видами деятельности центра по направлению «Модели и технологии обучения в цифровой среде» являются проведение профильных научных исследований в области цифровой трансформации современных образовательных технологий, разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования педагогических работников, проведение научно-методических мероприятий в области цифровых образовательных технологий, взаимодействие с региональными инфраструктурами сопровождения педагогов, поддержка деятельности профессиональных сообществ (в онлайн- и офлайн-форматах), обмен лучшими практиками внедрения цифровых технологий, создание информационной базы данных об эффективном опыте применения моделей и технологий обучения в цифровой среде.
В направлении «Технологии коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» основной идеей стало оказание всесторонней помощи педагогическим работникам в освоении технологий коррекции нарушений развития у детей разного возраста с использованием накопленного нашим университетом мощного научно-методического арсенала. В деятельности по данному направлению задействованы преподаватели всей кафедры дефектологического образования. В декабре 2021 года центром проведена работа в нескольких направлениях: информационно-аналитическая и логистическая деятельность, научно-методическое сопровождение, консалтинговая деятельность. Организованы две стажировки и научные консультации; начата работа по разработке пакета диагностических материалов, выявляющих профессиональные дефициты педагогов; определены направления профильных научных исследований.
Напомним, подобные центры будут открыты еще в 20 вузах по всей стране. Таким образом будет создана единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников для достижения приоритетных национальных задач и обеспечения повышения качества образования.