16 июня прошла VII Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория и практика», организованная кафедрой дефектологического образования совместно с социальными партнёрами, количество которых в 2022 году возросло. В их числе Министерство образования Московской области, Ресурсный центр педагогического образования Московской области, ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», НАО Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова (республика Казахстан), ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».
Конференции предшествовал посвящённый ей флешмоб «Включаем всех!», целью которого было привлечение внимания общественности к проблеме включения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство. В течение нескольких месяцев проводилась работа по подготовке, проектировке видеоматериалов. Итоговый видеоролик размещен в сети Интернет, а также на официальном сайте ОмГПУ.
Конференция была представлена практической и теоретической частями.
Практическая часть, организованная в ОмГПУ, включала финал конкурса социально-образовательных проектов студентов, обучающихся по различным программам бакалавриата. В финале конкурса участвовали 12 студенческих команд, представлявших разные факультеты (всего в подготовке социально-образовательных проектов приняли участие 300 студентов).
Руководителями флешмоба и проектов были преподаватели кафедры дефектологического образования: доцент О.С. Кузьмина и старший преподаватель В.Д. Артемьева.
С приветственным словом к финалистам конкурса социально-образовательных проектов обратилась Н.С. Макарова, проректор по учебной работе ОмГПУ, д.п.н., доцент. Она поблагодарила студентов, преподавателей, социальных партнеров и организаторов за реализацию интересных проектов. Члены жюри, в числе которых находились декан факультета начального, дошкольного и специального образования С.В. Щербаков, преподаватели кафедры дефектологического образования и руководители образовательных организаций, отметили несомненную актуальность и высокий уровень подготовленных студентами социально-образовательных проектов.
По результатам конкурса были определены победители.
Первое место заняли студенты 3-го курса профиля «Русский язык и литература» (31 группа) с проектом «Знакомство обучающихся, имеющих сенсорные нарушения, с поэтическим творчеством через информационно-коммуникационные средства».
Второе место разделили две команды: студенты 3-го курса профиля «Начальное образование» с проектом «Блокнот педагога инклюзивного образования "Занимательные опыты"» и студенты 3-го курса профиля «Русский язык и литература» (32 группа) с проектом «Развитие у обучающихся с ОВЗ чувства прекрасного посредством комплекса упражнений по логоритмике "Любовь к книгам"».
Третье место также разделили две команды: студенты 3-го курса профиля «Начальное образование» с проектом «Использование альтернативной и дополнительной коммуникации на уроке "Окружающий мир"» и студенты 3-го курса профиля «Дошкольное образование» с проектом «Разработка практического пособия для педагога инклюзивного образования "Что делать, если …?"».
Также большой интерес вызвали проекты студентов, обучающихся на факультете естественнонаучного образования, факультете иностранных языков, факультете искусств, факультете истории, философии и права.
Членами жюри были определены и лучшие спикеры команд. Ими стали Бакина Татьяна (группа П-31, профиль «Право и история»), Скок Ева (группа 319, профиль «Начальное образование»), Ильина Алина (группа 31, профиль «Русский язык и литература»), Цепкова Анна (группа 32, профиль «Русский язык и литература»).
Подробнее о победителях конкурса можно узнать на странице Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ОмГПУ.
В рамках теоретической части конференции в онлайн-формате состоялась её пленарная часть и работа секций – совместно с коллегами из Москвы и Московской области, Самары, Орла, Череповца, Сургута, Хабаровска, Казани и других городов. Актуальные проблемы инклюзивного образования в России и за рубежом обсуждали более 250 специалистов. В этом году существенно расширилась география участников. Свои материалы представили коллеги из Китая, Японии, Казахстана, Молдавии, Белоруссии.
В пленарной части ОмГПУ представляла Четверикова Т.Ю., зав. кафедрой дефектологического образования, с докладом «Организация внеурочной деятельности обучающихся инклюзивной школы в условиях конвергентной реальности».
По итогам научно-практической конференции принято решение о подготовке сборника материалов, а также о сохранении традиции проведения данного мероприятия, имеющего высокую теоретическую и практическую значимость.