+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Всероссийское совещание в Министерстве просвещения – площадка для обсуждения итогов национального проекта и новых вызовов, стоящих перед системой образования и педагогическими университетами как частью этой системы

Всероссийское совещание в Министерстве просвещения – площадка для обсуждения итогов национального проекта и новых вызовов, стоящих перед системой образования и педагогическими университетами как частью этой системы

16.12.2024

13–14 декабря в Москве проходило Всероссийское совещание для руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. 

Участники мероприятия, представители 89 регионов и ректоры 37 педагогических вузов обсудили итоги реализации национального проекта «Образование» и разработку Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.

Первый заместитель руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко обратился к участникам совещания по видеосвязи и отметил, что в области просвещения и воспитания молодого поколения проведена колоссальная работа.

Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что по итогам реализации нацпроекта «Образование» удалось достичь значимых результатов:

  • Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству образования и в пятёрку — по результатам международных школьных олимпиад.
  • В стране 100%-ная доступность дошкольного образования.
  • Ликвидирована третья смена в школах. 
  • Завершена работа по внедрению единых государственных учебников, конкретизировано содержание образовательного стандарта по каждому предмету среднего образования.
  • Созданы новые стандарты в сфере среднего профессионального образования.

«Мы будем системно развивать математические и естественные науки, планируя повышение квалификации 210 тысяч педагогов. По инициативе Президента Владимира Путина создается сеть из 12 флагманских школ с применением современных технологий», – сказал Дмитрий Чернышенко.

Также вице-премьер рассказал о поставленной Президентом России Владимиром Путиным задаче по разработке Стратегии развития образования до 2036-го и с перспективным горизонтом до 2040 года. В подготовку Стратегии вовлечены эксперты отрасли, ученые, представители бизнеса, родительского сообщества, институтов развития, федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти. На сегодняшний день сформировано 14 рабочих групп.

«Это исторический момент, поскольку предыдущая попытка разработки подобной стратегии предпринималась в 1986 году. Сейчас мы работаем над документом, который определит будущее страны на десятилетия вперед. Это огромная привилегия и огромная личная ответственность каждого», – добавил Дмитрий Чернышенко.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что был достигнут показатель вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству образования. Он подчеркнул, что сократилось число отстающих учеников, ведется работа по поддержке талантливых школьников.

«Мы достигли показателя 100% доступности дошкольных образовательных организаций. Перед нами стоит новая перспективная задача, чтобы и в сфере школьного образования мы до 2030 года все школы нашей страны привели в нормативное состояние», – сказал министр просвещения.

Изменение форм и типов занятости, цифровой скачок, развитие искусственного интеллекта, необходимость обеспечения технологического суверенитета в условиях санкционного давления – условия, в которых нам предстоит развивать подготовку педагогов для российских школ. Поэтому для участия в совещании были приглашены ректоры 37 педагогических вузов.

«Обсудили с коллегами задачи педвузов по реализации комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественнонаучного образования, поделилась опытом ОмГПУ по повышению квалификации советников директора по воспитанию.  Важно, что эти и другие значимые направления работы нашли свое место в разрабатываемой сейчас Стратегии развития образования. Такие очные встречи очень мотивируют и вселяют уверенность, что вместе мы сможем больше!» – рассказала ректор Омского педагогического Наталья Макарова.

Поддержка и популяризация точных и естественнонаучных дисциплин также является частью ежедневной работы вуза. Наш университет входит в региональный проект «ТОРИО: территория опережающего развития инженерного образования», нацеленный на развитие инженерных навыков от детского сада до университета, и в начале декабря провёл I Фестиваль точных и естественнонаучных дисциплин «Точно? Естественно!» для команд директор-учитель-школьники из Омского региона. Эти меры позволяют поддерживать интерес к точным и естественнонаучным дисциплинам, их доступность как для одарённых детей, так и в рамках общего образования.

Во время совещания были затронуты многие актуальные вопросы. Глава Минпросвещения напомнил, что разработаны единые федеральные программы, подготовлены единые государственные учебники по истории для старших классов, со следующего учебного года в школах начнут учиться по учебникам истории для 5–7-х классов. О разработке такого методического комплекса мы рассказывали на днях, когда прошло публичное обсуждение в Общественном совете Омской области.

Глава Минпросвещения России отметил, что в  следующем году будут подготовлены учебники по обществознанию для 9–11-х классов. 

Сергей Кравцов также обратил внимание, что новые национальные проекты будут отвечать следующим целям: развитию потенциала каждого человека, созданию комфортной и безопасной среды для жизни. Он рассказал, что в национальном проекте «Молодежь и дети» предусмотрено шесть федеральных проектов, в реализации которых участвует Министерство просвещения.

Перед представителями регионов выступили председатель Комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых, а также руководители рабочих групп по разработке Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.

Во второй день совещания состоялась встреча  ректоров с главой Минпросвещения.

Она была посвящена подведению итогов работы вузов в ходе приёмной кампании 2024 года,  результатов трудоустройства выпускников, взаимодействия с региональной системой образования в части практической подготовки педагогов и вожатых для работы в организациях детского отдыха.

«Важно, чтобы педагогические вузы активно включились в работу по разработке Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Документ должен учитывать все приоритетные направления в сфере подготовки педагогических кадров», — отметил Сергей Кравцов.

С 2025 года педагогическим университетам предстоит новый этап модернизации.

«В рамках национального проекта "Молодежь и дети" предусмотрено оснащение специализированных аудиторий для преподавания ОБЗР, естественнонаучных дисциплин, кабинетов подготовки педагогов-дошкольников и учителей начальных классов. Будет модернизирована инфраструктура воспитательной работы, созданы военно-патриотические центры. Омский педагогический готов активно включиться в эти процессы как в плане модернизации инфраструктуры, так и с позиции обновления образовательных программ подготовки выпускников и повышения квалификации педагогов», – рассказала Наталья Макарова после встречи.

Этой осенью Омский педагогический выступил соорганизатором курсов повышения квалификации для педагогов ОБЗР нашего региона. Подготовка помогала не только расширить круг необходимых практических навыков, благодаря работе с оборудованием и «в поле», но и системно взглянуть на обновлённый школьный курс.

Ключевое о Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года: 

  • В ходе подготовки программного документа важно проработать переход педвузов на специалитет, закрепить прохождение студентами практики в детских лагерях и в школах, урегулировать систему повышения квалификации учителей.
  • Планируется предусмотреть введение при приёме на педнаправления подготовки обязательных вступительных испытаний по профилям педподготовки, в том числе по математике, физике, химии или биологии.

Центр коммуникации и управления проектами,
фото: Министерство просвещения РФ