+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Истории успеха выпускников • Выпускница ОмГПУ Дарья Шульгина: «Психолого-педагогическое образование нужно везде, даже для взаимодействия в своей семье»

Выпускница ОмГПУ Дарья Шульгина: «Психолого-педагогическое образование нужно везде, даже для взаимодействия в своей семье»

В Год педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ ведет медиапроект «Педагогический код» о студентах и выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскрываем «педагогический код» и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником. Мы говорили с педагогом о том, как выбрать профессию сердцем, найти себя и быть счастливым. Обо всем этом – в нашем интервью.

Дарья Шульгина окончила факультет психологии и педагогики ОмГПУ. Сейчас она работает педагогом-психологом и специальным психологом в оздоровительно-восстановительном центре «Мир здоровья».

Расскажите, пожалуйста, о своём детстве. Каким оно было, о чём мечталось, кем хотелось стать?

У меня было очень счастливое детство. Я была первым ребенком в семье, поэтому все внимание и время посвящалось мне. Но тем не менее я не чувствовала себя центром Вселенной, за что огромное спасибо родителям, которые приучали меня к самостоятельности. В связи с некоторыми проблемами со здоровьем (у меня диагноз ДЦП) можно было бы меня опекать, помогать во всем без разбора, а меня воспитывали как обычного ребенка. Мама сразу дала понять, что помогать мне будет только с тем, что я действительно не умею. А если я прошу помощи, чтобы облегчить себе жизнь, то такой номер не пройдет. Считаю, что именно благодаря этому стала такой, какая я сейчас. Семья у нас дружная, помню, как мы ездили отдыхать, как часто собирались все вместе.

В детстве мечтала стать врачом, поскольку часто находилась на лечении в реабилитационных центрах, наблюдала за работой докторов. Любимой игрой была «Больница», в которой я для своих кукол одновременно была и мамой, и врачом. В этих играх и прошло все мое детство. Мама рассказывает, что у меня изначально были «взрослые» игры: по месяцу находилась с куклами «на лечении», использовала реальную медицинскую терминологию - она была на слуху.

Другой любимой игрой была «Школа». Я с детства любила русский язык, любила писать, поэтому в  семье меня иногда называют филологом. С этого, наверное, и начался мой путь в педагогический университет. Хотя был небольшой период, когда я твердо решила стать профессиональным спортсменом. 10 лет занималась плаванием в Центре параолимпийской подготовки и после выполнения на соревнованиях норматива кандидата в мастера спорта подумала, что, может быть, спорт - это то, где я смогу в полной мере реализоваться. Даже план себе написала, как прийти в большой спорт. Недавно его нашла, посмеялась и оставила для истории.

В 10 классе я всерьез задалась вопросом: «Кто я?» относительно профессии. Мой выбор пал на психолого-педагогическую сферу, о чем я ни разу не пожалела.

Кто из школьных учителей был для Вас примером и наставником?

Так сложилось, что на моем пути встречались замечательные педагоги, настоящие профессионалы своего дела. От каждого я взяла что-то свое. Первым примером и наставником стала моя первая учительница. Мы с ней общаемся до сих пор. Когда мне нужен совет, когда я не знаю, как поступить, я всегда звоню этому человеку. Сейчас, когда я пришла в сферу специального образования, мы стали еще ближе, поскольку моя учительница также работает с детками с ОВЗ. Мы занимаемся одним делом, у нас общие интересы, потому что некоторые детки из школы ходят в наш центр.

Почему Вы приняли решение поступить в Омский педагогический? С чем был связан выбор специальности?

Выбор профессии был очень сложным. Мне хотелось не просто получить диплом, но и работать по нему в будущем. В моем случае нужно было, чтобы мои желания совпали с моими физическими возможностями. Так как все детство у меня прошло в медицинской сфере, меня интересовала эта область, но я понимала, что путь туда мне закрыт, там нужны руки, а у меня гиперкинезы, то есть непроизвольные движения. В 17 лет, перед совершеннолетием, когда я находилась на реабилитации в Москве, мама меня спросила, работа каких специалистов меня привлекает. И я поняла, что это специалист-психолог. Психология показалась мне той сферой, где я смогу себя реализовать с учетом всех своих физических особенностей, и, безусловно, в первую очередь, мне это просто интересно. Я всегда была уверена, что смогу работать только в сфере «человек-человек», несмотря на то, что с 1 класса работала на компьютере, потому что не могла писать.

В Омском педагогическом меня интересовали специальная психология, педагогика и дефектология. Я четко знала, что хочу работать с детками с ограниченными возможностями, и подала документы на два факультета - факультет психологии и педагогики и факультет начального, дошкольного и специального образования. То, что психология - это мое, я поняла сразу, с первого курса бакалавриата. Я люблю людей, люблю детей. Психология настолько многогранна, что в ней можно быть и сценаристом, и актером, и режиссером. Однообразия точно никогда не будет. И теперь, будучи практикующим психологом, я в этом убеждаюсь буквально каждый день. Я очень рада, что выбрала именно эту профессию.

Поделитесь наиболее запомнившимися моментами из студенчества.

Шесть лет студенчества - это один большой запоминающийся и счастливый момент! Я всегда шла на учебу как на праздник, без преувеличения. Конечно, бывали моменты усталости, но помню, заходишь на факультет, встречаешь кого-нибудь из преподавателей, улыбаешься, и всю усталость как рукой снимает.

Может, для кого-то это удивительно, но мне нравилась сессия! Я не воспринимала экзамены как что-то страшное и неприятное. Конечно, волнение было, но это было приятное и полезное волнение, то, которое мобилизует. Особенно любила отвечать по билетам. Никогда не нравились тесты. Я любила общаться с преподавателями. Даже госэкзамены я вспоминаю с улыбкой, мне понравился мой ответ.

Факультет сделал из меня другую Дашу. Сейчас, когда меня что-то не устраивает или я готова все бросить, я себя спрашиваю: «А твои любимые преподаватели одобрят такой выход из ситуации, чтобы ты опустила лапки и сдалась?». Мне важно мнение значимых для меня людей. После подобных мыслей, вспомнив все яркие моменты студенчества, я понимаю, что это мой путь, и я должна идти по нему, несмотря ни на что, и двигаюсь дальше.

Появились ли у вас педагогические фишки, как находите подход к обратившимся за психологической помощью?

Я работаю с детками с ОВЗ разного возраста, а там нужны фишки для каждого конкретного ребенка. Мне важно, чтобы детям нравилось на моих занятиях, чтобы они шли ко мне не потому что мама привела, а потому что им самим хочется. Для этого в конце каждого занятия даю ребенку что-нибудь необычное, интересное или предоставляю возможность самому выбрать, чем закончить занятие. Пожалуй, пока это главная моя фишка. Мне близка методика Марии Монтессори, а свобода выбора - это как раз один из ее принципов. 

Расскажите, пожалуйста, немного о своём первом проведенном занятии. Как это было?

Перед занятием я поняла, что это уже не учебная ситуация, а ко мне как к специалисту придет ребенок, и я должна буду оказать ему квалифицированную помощь, а еще я должна сделать так, чтобы мама увидела во мне специалиста, которому она готова доверить своего ребенка. И что самое главное - занятие нельзя будет поставить на паузу, перемотать. Просто надо действовать. Первое занятие и вообще начало практики было очень волнительным. Первыми моими клиентами были детки от 3 до 5 лет - маленькие, соответственно, в силу возраста они не могут сидеть на одном месте и выполнять задание. Даже детки с двигательными нарушениями умудрялись куда-нибудь залезть, и в какой-то момент я поняла, что на занятии я выполняю функции не психолога, а мамочки-нянечки, следя за тем, чтобы дети не покалечились. В общем, после первых занятий удовлетворения не было; вместо него появились мысли, что это вообще не моя сфера, с детьми я работать не могу, дать им ничего не могу, и вообще надо уходить из профессии - не мое! Вот такие мысли посещали меня в период адаптации, а он был очень длительным и крайне эмоциональным. Это была своеобразная школа жизни: если пройдешь, то останешься в этой сфере, не пройдешь... Не знаю, что бы тогда было. Но, к счастью, я прошла адаптацию и теперь вспоминаю этот период с улыбкой. Редко хвалю себя, но тут я рада, что мне хватило ума преодолеть эти проблемы начинающего специалиста, а не сбежать от них.

Расскажите про свою профессиональную деятельность, что вас вдохновляет на данную работу?

Меня вдохновляют дети. Каждый развивается в своем темпе, у каждого свои успехи. Главное, что меня мотивирует, - это, наверное, то, что я сама с детства в этой сфере. Сначала сама была в роли клиента-пациента, у меня были специалисты, которые мне нравились, к которым я бежала на занятия. А сейчас специалист - я, и в своих детях я вижу маленькую себя и думаю: «Интересно, а мне-ребенку понравился бы такой психолог, я бы бежала к нему?». Ну, а потом начинается работа над ошибками, если мне в себе что-то не нравится. Меня вдохновляют родители, которые записываются ко мне, я понимаю, что, скорее всего, двигаюсь в правильном направлении. Когда обращаются с вопросами, это говорит о том, что мне доверяют, ко мне прислушиваются. На этом и работаю. Профессия психолога - очень энерго- и ресурсозатратная, но, где тратишь, там и получаешь. Дети, конечно, требуют большой отдачи сил и энергии, но они же и отдают это все в виде своих успехов, своего отношения ко мне. Для меня это крайне важно! А еще меня вдохновляет понимание того, что я могу что-то дать этим детям, помочь, направить. На профессиональные знания, которые мне дал вуз, очень хорошо лег мой жизненный опыт, и все вместе теперь способствует моему профессиональному росту, а мне еще расти и расти!

Как педагогическое образование помогает в повседневности? Ради чего стоит поступать в педагогический вуз?

Психолого-педагогическое образование нужно везде, даже для взаимодействия в собственной семье. У меня младшие брат и сестра. Это самая первая моя психолого-педагогическая практика, которая началась еще до поступления в вуз, и, может быть, тоже повлияла на выбор профессии. В моей профессии мне нравится то, что, уходя с работы, я не перестаю быть педагогом-психологом: веду себя как психолог, смотрю на ситуации с психологической точки зрения. Мне это очень помогает в повседневной жизни, даже в понимании самой себя. Получается, что, выбрав эту профессию, я выбрала свой образ жизни. Для меня моя профессия ассоциируется с тактичностью, благородством, любовью к детям - это все те качества, которые я хочу развивать и поддерживать в себе не только как в психологе, но и как в личности. Я иду на работу в ожидании встреч с детьми, общения с родителями, коллегами, и такое отношение к своей деятельности дает огромный ресурс для движения вперед.

Отдел информационной политики