Семья выпускницы исторического факультета ОмГПУ Сауле Батталовой – реальный пример верности учительскому призванию. Вся педагогическая династия проработала в школе 100 лет и не намерена останавливаться на достигнутом. Сейчас Сауле работает учителем истории и обществознания в Милоградовской школе Павлоградского района. Как и почему наша героиня увлеклась педагогикой, благодаря чему ей удается удерживать внимание учеников – об этом и не только читайте в интервью.
Расскажите, пожалуйста, о своём детстве. Кем хотели стать, когда вырастете?
В детстве хотела стать учителем, и дома вечерами мы, дети, играли в школу. Помню, доской для нас был круглый стол: перевернем его и пишем на столешнице мелом. Очень много читали. Мне кажется, я прочитала чуть ли не все существующие детские книги. Любила посещать школьную библиотеку и общаться с библиотекарем о том, что узнала из содержания книжек. А ещё папа обожал рисовать, поэтому я постоянно просила нарисовать лошадь.
Как, на Ваш взгляд, повлияла на Вас в детские годы профессия отца? Хотелось ли пойти по его стопам?
Папа мой поступил в педагогический институт на заочное отделение и параллельно работал в школе. Со временем ему пришлось поменять профессию, однако он мне в детстве говорил, что я должна выбрать профессию педагога. Но мне нужно было самой пройти долгий путь, чтобы понять, что профессия учителя значимая и престижная.
Почему Вы приняли решение о поступлении в Омский педагогический? Были ли другие варианты?
В ОмГПУ поступила в 2001 году. Ближе всего мне были гуманитарные науки, поэтому других вариантов и не было. В итоге подала документы на исторический факультет.
Какое Ваше самое яркое воспоминание о студенчестве?
Студенческие годы всегда самые яркие, воспоминания остаются на всю жизнь. Самый запоминающийся момент именно для меня – это первый экзамен. Прошёл не комом, всё в порядке. Очень благодарна преподавателям, кураторам за помощь в трудные жизненные моменты и периоды сомнений. Преподавательский состав подал нам превосходный пример, каким должен быть настоящий педагог.
Кто из преподавателей университета стал для Вас наставником?
Для меня наставником в профессии стал Виктор Николаевич Худяков. При защите диплома он сказал мне, что выбранная мной профессиональная миссия должна быть доведена до конца: «Такой предмет, как история, должен знать каждый гражданин нашей страны. И для этого есть Вы, дорогой выпускник!»
Как складывалась Ваша профессиональная жизнь после обучения?
В 2007 году я получила диплом по специальности «Учитель истории». В 2009 году пришла на работу в школу учителем истории и обществознания, а также заместителем директора.
Удержать внимание ученика на предмете весьма непросто. Какими приёмами Вы пользуетесь, чтобы погрузить ребят в тему занятия?
Чтобы удержать внимание ученика, нужно вовлекать детей в практическую деятельность. Ребенок должен прочувствовать на себе все нюансы, поучаствовать в самом процессе и при этом остаться предельно внимательным. Ещё он может научить чему-то другого, если хорошо понял материал. Важна также работа в команде, ведь необходимо сохранять ответственный подход и вести свой маленький коллектив к успеху. Вообще приёмов очень много, нужно не бояться их использовать.
Недавно Вы стали участницей Всероссийского форума классных руководителей. Каковы Ваши впечатления от поездки?
Для меня Всероссийский форум классных руководителей – один из самых важных моментов в жизни. Убеждаешься в том, что никогда не поздно учиться, узнать что-то новое. Участвовало более тысячи педагогов и кураторов СПО из 89 регионов страны. К нам приезжал министр просвещения и другие авторитетные специалисты федерального уровня. Мы до сих пор обмениваемся опытом, знаниями.
В 2021 году я была онлайн-участником этого форума. За год в сообществе прошло 55 прямых эфиров с участием классных руководителей и приглашенных экспертов по актуальным темам. Когда мы общались с другими педагогами в чате, у меня возникла идея проекта «Дружба классами». Надо сказать, что он стал одним из знаковых проектов форума и объединил больше десяти тысяч школьников и педагогов. Мы пишем друг другу письма, обмениваемся подарками, открытками и путешествуем друг к другу в гости.
На форуме в 2022 году по инициативе модераторов ФКР было решено создать акцию «Добро.ФКР». Сейчас организуем переписку с новыми территориями РФ. Я курирую сообщение с городом Макеевкой. Очень хотим порадовать друзей в канун Нового года письмами, посылками, бандеролями. По поводу живой встречи пока ведутся переговоры, но онлайн-встречи по телемосту проводятся регулярно.
Чем именно Вам нравится педагогическая деятельность?
Она привлекает неординарностью и креативностью. Я общаюсь с детьми и радуюсь вместе с ними, когда они находят верные ответы и увлекаются учебным процессом. В школе работать весело, а смех продлевает жизнь человека.
Считаю, что каждому ребенку нужен профессиональный подход со стороны педагога. Бесценно, когда ученик подходит к тебе и говорит, что хочет последовать твоему примеру и стать учителем. Я вообще люблю общение с детьми и уважаю их как взрослых. Мне нравятся мудрые слова великого педагога Василия Сухомлинского: «Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...».
Какой совет Вы могли бы дать нашим читателям-студентам, еще ищущим дорогу в большую жизнь?
Не боитесь преград на жизненном пути. Вы большие молодцы, что выбрали профессию учителя. Постепенно она становится всё более престижной. Как говорил мне папа, дело учителя – почётное дело. И с материальной стороны, замечу, тоже прекрасно. В нашей стране учителям положены льготы, создаются программы для будущих работников сферы образования. Будьте смелыми! Будьте с нами!