С 1 марта в нашем университете начали свою работу студенческие научные лаборатории в рамках реализации стратегического проекта «Студенческая наука».
«Научная общественность в последние годы все чаще обсуждает вопрос о возрождении науки в университетах. Одна из форм, предложенная нами, – это студенческая научная лаборатория. Задача была – создать для студентов и магистрантов кооперативную среду, стимулирующую заниматься академической деятельностью. Лаборатории должны стать той точкой роста академической среды, где молодежь начинала бы подключаться к реальным научным исследованиям в качестве полноценных участников содержательной части проектов», – отметила руководитель проекта, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Гешко Олеся Александровна.
«Традиционно кафедра воспринимается более как образовательная единица. Там ведутся исследования, но не везде сформировалась питательная демократическая среда, в которой молодежи было бы интересно заниматься наукой. Идея лаборатории в том, что молодой ученый не просто получает наставления и поддержку от научного руководителя, а является участником постоянной дискуссии людей со схожими целями и задачами», – считает проректор по науке Геращенко Ирина Петровна.
Так, инициативными преподавателями были созданы первые в нашем вузе лаборатории:
- Лаборатория здоровьесбережения в условиях цифровизации образования (руководители: Фролова Полина Ивановна, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления; Якубенко Оксана Витальевна, доцент кафедры педагогики и психологии детства и управления). Цель: проведение исследований по проблемам здоровьесбережения всех субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования.
- Лаборатория исследования профессионального лексикона (руководитель: Елисеева Елена Петровна, доцент кафедры русского языка и лингводидактики). Цель: исследование лексики специальных подъязыков, актуальных для современного российского общества, и создание электронного словаря, представляющего лексиконы современных профессий и сфер деятельности.
- Лаборатория предметно-языкового интегрированного обучения (руководители: Гешко Олеся Александровна, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга; Соловьев Дмитрий Николаевич, и.о. заведующего кафедрой английского языка). Цель: обосновать, разработать и в ходе опытной работы проверить результативность технологии предметно-интегрированного обучения экономике на английском языке в старшей школе.
- Лаборатория «Школьная повседневность» (руководители: Чуркина Наталья Ивановна, профессор кафедры педагогики; Дроботенко Юлия Борисовна, заведующая кафедрой иностранных языков). Цель: обоснование, разработка и апробация междисциплинарной программы исследования школьной культуры через анализ повседневных практик учителей, учеников и родителей (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.).
На сегодняшний день определены участники исследований в рамках действующих лабораторий. Все лаборатории являются междисциплинарными, они работают с привлечением студентов с различных факультетов. Руководителями проведены обучающие семинары по включению студентов в научно-исследовательскую деятельность.
«Организация молодежных лабораторий открывает новые возможности для тех, кто хочет заниматься наукой, развивать новые направления, поднимать престиж страны, создавая и внедряя новые разработки», – считает и.о. председателя СНО ОмГПУ Ходыкина Ольга.
По результатам исследований лабораторий публикуются статьи в академических журналах. Коллективы лабораторий выступают на конференциях, укрепляют партнерские отношения, получая возможности для реализации новых идей.