После получения степени бакалавра и магистра каждый выпускник может продолжить обучение по аспирантской программе. Успешное окончание аспирантуры открывает путь к степени кандидата и доктора наук. Как и почему выпускники выбирают дорогу в аспирантуру? С какими трудностями и забавными ситуациями им приходится сталкиваться при обучении? Ответы на эти вопросы – в нашем материале.
Наиболее загруженным, по словам начальника отдела аспирантуры и докторантуры ОмГПУ Ирины Мецевич, является 1 курс. Аспиранты сдают два кандидатских экзамена, зачет по педагогике и психологии и одновременно с этим ведут научную деятельность. На втором курсе – изучение дисциплины об информационных базах данных, два курса на выбор, работа над диссертацией и научно-исследовательская практика. Последний год - педагогическая практика и сдача кандидатского экзамена по специальности. Финальный семестр подразумевает защиту итогового научного доклада и обсуждение диссертации на кафедрах.
Дарья Попкова, аспирантка факультета психологии и педагогики:
По первому образованию я инженер-экономист, окончила по соответствующему направлению Сибирский государственный университет водного транспорта в Новосибирске. Позднее было забавно обнаружить, что омский филиал этого учебного заведения оказался совсем рядом с местом, где обучаюсь сейчас.
Путь в ОмГПУ для меня оказался крайне интересным. После получения первого диплома я поступила в аспирантуру в своём же вузе и погрузилась в преподавательскую деятельность. Со временем пришло осознание, что мой педагогический опыт достиг такого объёма, что позволяет не просто выжить на занятиях среди студентов старше тебя и донести до них знания в рамках рабочей программы, но и сделать это уже интересно и максимально эффективно для обеих сторон. С каждым годом успешно реализованных идей становилось все больше, и в какой-то момент я поняла, что для дальнейшего развития мне жизненно необходимы знания по педагогической психологии. Итог – поступление в магистратуру Новосибирского государственного педагогического университета. Именно здесь я ощутила, насколько педагогика – прекрасная и живая наука.
Внезапно возник вопрос: «Если хочу серьёзно заниматься этим, то надо выбрать надежного и грамотного наставника. Кто из моих преподавателей меня вдохновляет и восхищает как учёный и как профессионал своего дела?». Ответ был однозначный – Ирина Андреевна Маврина, и я решила поступать в аспирантуру к ней.
Честно говоря, даже не задумывалась о том, что это будет Омск, другое место, другие люди. В случае с Ириной Андреевной я бы поступила в любой город, где она ведёт аспирантов. Поэтому подала документы, получила пятёрку на вступительном испытании и с удовольствием приступила к обучению. И какие же великолепные у нас были в этом году преподаватели! Я, обожающая учиться, была просто счастлива. Поступить в ОмГПУ – моё лучшее решение за последние несколько лет! Думаю, дальше будет только лучше.
Помимо обретения необходимых профессиональных знаний и неповторимого удовольствия от занятия наукой, моей целью поступления в аспирантуру является проектирование функциональной модели профессионального становления будущего специалиста экономического направления, соответствующей качественным уровням обучения. Я, как экономист и преподаватель, вижу реальные противоречия между требованиями и уровнем готовности студента к профессиональной деятельности. Осознаю истинные причины и направления изменений требований работодателей и понимаю, что именно вуз может подготовить студентов таким образом, чтобы после окончания обучения они могли в условиях данной асимметрии информации проявить себя на рынке труда как квалифицированные работники.