21 марта педагогическим коллективом лицея № 92 был проведен мастер-класс «Роль ученического самоуправления в воспитании и социализации детей и молодежи в современном обществе». Встреча организована в рамках мероприятий муниципальной стажировочной площадки при департаменте образования Администрации города Омска совместно с лабораторией Омского научного центра Российской академии образования «Воспитание и социализация детей и молодежи в современном обществе» ОмГПУ.
Презентация реализации инвариантного модуля «Самоуправление» рабочей программы воспитания была открыта приветственным словом директора лицея Натальи Домоскановой. С докладом «О роли ученического самоуправления в воспитании и социализации детей и молодежи в современном обществе» выступила заместитель директора лицея Александра Горнова. Советник директора по воспитанию Юлия Шорец представила технологии организации ученического самоуправления в лицее. Опытом работы по сопровождению ученического самоуправления в классе поделилась заместитель директора лицея, классный руководитель 9 класса Алена Горбань.
Активное участие в работе мастер-класса приняли лицеисты - лидеры школьного актива Полина Чешкова и Кирилл Лебедев, проанализировавшие свою работу с ученическим коллективом в докладе «Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся». Представитель студентов ОмГПУ Елизавета Шевякова, студентка естественнонаучного факультета, подготовила сообщение «О значимости ученического самоуправления в становлении личности».
Интерактивный этап мастер-класса предполагал командную работу целевых групп - лицеистов, студентов ОмГПУ, классных руководителей, представителей родительской общественности. Каждая целевая группа сформулировала свои позиции по анализу опыта и перспектив реализации модуля «Самоуправление».
Также для участников мастер-класса прошла дискуссия, которую организовал доцент кафедры педагогики Степан Чухин. Были затронуты следующий вопросы:
- Отличается ли современный ученический коллектив от школьных сообществ прошлого, например советской эпохи? Если так, то в чем? Актуальна ли для современной практики самоуправления теория формирования детского коллектива А.С. Макаренко?
- Психологи отмечают, что для современных школьников характерно неприятие на веру «взрослых» ценностей, критическое отношение к «миру взрослых». Есть ли у вас интересный опыт формирования «мостов-переходов» к миру детей в школьном самоуправлении?
- Каков портрет современного школьного активиста? Как он формирует свою мотивацию активной гражданской позиции?
Рефлексивную часть мастер-класса провела доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Омского научного центра РАО Надежда Чекалёва. Она отметила, что наиболее ценным результатом мастер-класса является формирование позиций педагогического сообщества стажировочной площадки в понимании задач гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
В заключение необходимо отметить, что география участников мастер-класса достаточно широка: это школы г. Омска № 82, 28, 73, 53, 65, 37, 45, 100, 12, 113, 3, 139, 114, 148, 126, 66, 21, 137, центр «Эврика» и другие. Целой делегацией был представлен г. Калачинск.