В нашем регионе завершается работа над учебником по истории Омского Прииртышья. По инициативе Минпросвещения России предмет «История» будет дополнен учебным курсом «История родного края. Омское Прииртышье», который охватит более 76 тысяч школьников 5-7 классов в нашем регионе. Идея заключается в синхронизации и интеграции региональной истории в школьный курс отечественной истории. Работа команды над новым учебно-методическим комплексом продолжалась около года. В его создании принимают участие Омский педагогический, Омский госуниверситет, Институт развития образования, сообщество учителей истории, эксперты омских музеев, Исторического архива региона, Областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина и исторического парка «Россия — моя история».
Накануне в Общественной палате Омской области прошло первое обсуждение результатов создания учебника по региональной истории.
Круглый стол «Учебно-методический комплекс по истории Омского Прииртышья: комплексный взгляд на региональную историю» открывает серию экспертных дискуссий. На этой встрече коллектив авторов показал структуру учебника, раскрыл его концептуальные особенности и описал проблемы, с которыми столкнулись создатели и рецензенты за время работы.
«Мы говорим о том, что современный учебник — это не просто текст об истории нашего края. Краеведческих текстов довольно много. Их возможно найти как в бумажном варианте, так и с помощью искусственного интеллекта и различных интернет-поисковиков. Мы прекрасно осознаем, что современного ученика очень сложно убедить читать тексты, поэтому мы хотели, чтобы наши учебники были не столько книгами для чтения, сколько навигаторами образовательной деятельности. После прочтения учебника должно возникнуть много вопросов и желание найти на них ответы самостоятельно или при помощи учителя. Этот же подход мы применяем и к учителям; для нас важно, чтобы педагоги понимали: вы не найдете в учебнике ответы на все вопросы, касающиеся истории региона. Более того, многие вопросы и белые пятна преднамеренно зашиты в основной и дополнительный текстовый компонент учебников, что создает условия для организации творческой, проектной и исследовательской деятельности школьников. На наш взгляд, именно такая архитектура учебника по региональной истории максимально соответствует целям и задачам развития личности», — рассказала проректор по учебной работе ОмГПУ Елена Викторовна Черненко.
«Наше омское историческое сообщество еще не написало полноценную академическую историю региона. Этим работа коллег осложнялась, потому что писать учебник проще, когда изложены основные факты и в историографии спорные моменты определены. В разные периоды истории нашего региона системой образования и профессиональными сообществами было сделано немало для того, чтобы популяризировать региональную историю. Однако эти учебные пособия и брошюры предназначались для разных целевых группы, иногда были узкотематическими. Редко авторы и авторские коллективы выходили на обобщения, за исключением учебника по истории Омской области в советский период под редакцией Алексея Карповича Касьяна. Усложнялась работа еще и тем, что авторам пришлось подготовить проект материала, во-первых, для школьников разных возрастных групп, во-вторых, чтобы это соответствовало тем общепринятым подходам и концепциям, которые есть в большой науке. Эти обстоятельства мы тоже должны были учитывать. Проект позволит говорить о сложных исторических процессах нашего региона на понятном для школьников языке и в соответствии с тем верифицированным историческим знанием, которое есть в отечественной историографии, краеведении и истории Омского края», — добавил первый проректор ОмГПУ, председатель Российского исторического общества Омской области Иван Иванович Кротт.
В авторский коллектив, работавший над учебниками по истории Омского Прииртышья, вошли заведующая кафедрой отечественной истории Навойчик Евгения Юрьевна, и.о. декана факультета истории, философии и права Стегнюшин Антон Александрович, доцент кафедры отечественной истории Грачев Анатолий Викторович. Ими была проведена работа по созданию рукописи учебника для 7 класса. В процессе обсуждения концепции учебника они рассказали об особенностях своей работы, поделились подходами к отбору содержания, дополнительных материалов и иллюстраций.
При разработке УМК внимание было уделено не только самому учебнику, но и методическим рекомендациям для педагогов. В дополнительных материалах описываются предметные результаты и предполагаемые технологии работы, а также даются ссылки на интерактивные и мультимедийные разработки, архивные материалы, коллекции омских музеев, которые могут быть использованы на уроках. Несмотря на обилие готовых решений, у учителей остается пространство для педагогического творчества, ведь содержательное наполнение меняется в зависимости от района области.
Пятиклассники изучат историю Омского Прииртышья в археологических древностях и топонимах, познакомятся с краеведами нашего региона, а также узнают о народах и их культуре, известных омичах и туристических брендах. Шестиклассники будут изучать поход Ивана Бухгольца, основание первой и второй Омских крепостей, генерал-губернаторов на Омской земле, Омск как центр промышленного развития начала XX века, Омское Прииртышье в период аграрного переселения. Семиклассники познакомятся со страницами истории Омска и Прииртышья во время революций и гражданской войны, нашим краем в годы Великой Отечественной войны и историей региона во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Заместитель министра образования Омской области Марина Валентиновна Сейтмухаметова отметила высокое качество проделанной работы, достигнутое совместными усилиями творческого коллектива, несмотря на короткие сроки и отсутствие подобного опыта разработки в Омской области. «Проделана титаническая работа профессионалами своего дела», – подчеркнула Марина Валентиновна в своем приветственном слове к участникам круглого стола.
Готовый учебник должен поступить в школы в 2025 году.