Недавно в нашем университете прошла встреча, поводом для которой стал нашумевший сериал «Школа» – своеобразное яблоко раздора. По мнению автора сериала, в сценарии отражены самые обычные условия рядовой российской школы. Но так ли это?! Аудитория разделилась на два лагеря. В первый вошли те, кто полагает, что представленная школьная жизнь показано достоверно, во второй – те, кто считает сериал откровенной ложью.
Для объективности дискуссии был проведён опрос среди студентов университета на тему «Сериал "Школа": за и против», по итогам которого 73% опрошенных всё-таки согласились с тем, что сериал затрагивает действительные проблемы современной школы.
Тем не менее, целью организаторов встречи было выслушать мнения и школьников, чей портрет так ярко нарисовал сериал, и их родителей, и директоров школ, и, разумеется, преподавателей педагогического вуза.
Открыл дискуссию Артур, ученик девятого класса школы №82. Он не согласился с тем, что его школа похожа на ту, которая показана в сериале. Артур не увидел в героях ни себя, ни одноклассников, ни учителей. Отметив, что он не смотрит этот сериал регулярно, Артур выдвинул радикальную точку зрения: «Этот сериал нельзя свободно транслировать на столь широкую аудиторию».
В этом поддержала Артура и учительница Анжела Алексеевна Горбунова. Она назвала сериал оскорбительным для учителей. Да, проблемы в школе есть, но они не столь гипертрофированы. А сериал сжал динамику событий, ограничил короткими сроками, и в итоге низвёл всё до грязи.
В процессе дискуссии из зала всё же прозвучала одна справедливая реплика: «Если бы сериал показывал не реальные проблемы, мы бы не собрались на это обсуждение».
А вот профессор кафедры педагогики Аркадий Аркадьевич Петрусевич признался, что не пропускает ни одной серии и, более того, сериал ему очень нравится. По его мнению, «Школа» ярко показывает, как всё могло бы быть: «Этот сериал – образец того, чего в школе быть не должно. И смотреть его стоит». На справедливый вопрос о том, что делать с весьма восприимчивыми учениками младших классов, которые поведение, показываемое в сериале, могут взять за образец, профессор лишь сослался на то, что руководство «Первого канала» в какой-то степени решило эту проблему, перенеся трансляцию сериала на более позднее время.
Александра Коркина, студентка 4-го курса философского факультета специальности «Конфликтология», не только поделилась с присутствующими своим опытом работы в современной школе, но и отметила, что режиссер отразила специфику лишь столичных школ. Гай Германика не знает жизни провинциальных и, уж тем более, сельских школ. С этим мнением согласился и Аркадий Аркадьевич.
Тем не менее, дальнейшая дискуссия показала, что и в провинции намечаются малоприятные перемены. Как призналась Анжела Алексеевна, уже сейчас сложно общаться с учениками пятых и шестых классов, не говоря уже о старшем поколении.
Позицию родителей озвучила Наталья Александровна Гетман. По её мнению, перенос трансляции на более позднее время не даст ничего, поскольку сериал находится в свободном доступе в Интернете. «Проблемы в школе были всегда, но говорить о них открыто у нас не принято. Общество оказалось не готово к такому откровению. Большой минус сериала в том, что обозначая проблему, он не предлагает её решения. Поэтому возникает резонный вопрос – зачем тогда он вообще нужен»? – считает Наталья Александровна.
Наталья Николаевна Артамонова, директор школы №82, вспомнила фильмы «Чучело» и «Розыгрыш», в которых затрагивались сложные и малоприятные социальные вопросы. «Никто не отрицает, что в школах есть проблемные дети и трудные классы, но зачем же всё так утрировать. Сериал показывает только плохих учителей и только плохих школьников. А как быть с примерными учениками, уважающими учителя? С учителями, которые полностью растворяются в своих учениках? Почему не показывают их?» – негодовала Наталья Николаевна.
Затем в дискуссию вступил зал. Была озвучена ужасающая статистика курящих школьников и школьников-наркоманов. Были перечислены пугающие своей жестокостью поступки детей и подростков в отношении своих одноклассников, нередко приводящие к суицидам. Но об этом либо говорят сдержано, либо замалчивают. А проблемы, тем не менее, никуда не делись.
Затронули и вопрос о роли СМИ, которую они играют при формировании образа современной школы. Многое зависит не только от того, что нам расскажут, но и от того, в каком ключе это преподнесут. Что, собственно, и получилось с сериалом «Школа». Начало года было ознаменовано потоком сообщений о старте Года учителя, об улучшениях условий жизни и работы российского учителя. И тут вдруг – такое! Отсюда и сильный общественный резонанс.
Поразмышляли участники и о том, что будет, когда сериал закончится. Сошлись на том, что его эхо ещё какое-то время будет звучать, но если нас не будут периодически встряхивать подобные сюжеты, проблемы, так остро поднятые в сериале, вскоре забудутся и решение найдено не будет.
Дискуссия состоялась. Мнения сторон были выслушаны. Сериал «Школа» – неплохая площадка для обсуждения проблем современной школы, что весьма полезно будущим педагогам.
Официальная часть дискуссии завершилась пожеланием Аркадия Аркадьевича всем участникам внимательно посмотреть этот сериал, не пропуская ни одной серии, но ещё долго участники обсуждения ломали копья в неоднозначных спорах на эту, как выяснилось, актуальную тему.