27 апреля, в Омском государственном педагогическом университете состоялось совместное заседание Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании (ЭС ЭО) при Комитете Государственной Думы по образованию, Омского совета ректоров и Омского научного центра РАО.
В расширенном заседании «Роль электронного обучения и модернизация экономики Российской Федерации» принимали участие члены ЭС ЭО, члены совета ректоров, проректоры по учебной работе и информатизации, руководители IT-подразделений, представители Министерства образования Омской области, руководители ОУ СПО, заведующие кафедрами, а также преподаватели вузов города.
Открыл программу расширенного заседания вступительным словом Олег Николаевич Смолин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, член-корреспондент РАО, доктор философских наук. В своей речи Олег Николаевич акцентировал внимание на том, что процесс электронного обучения является основным направлением модернизации современной системы образования; привел ряд ярких примеров, когда электронные технологии блестяще реализовывались в образовательных системах; отметил череду проблем, с которыми сталкиваются современные специалисты, не прошедшие электронного обучения, в процессе освоения новых технологий.
Вступительное слово заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию,
д.ф.н., профессора, член-корреспондента РАО Олега Николаевича Смолина
Резюмировав свое выступление, Олег Николаевич выразил надежду, что продвижение электронных технологий в России будет продвигаться более быстрыми темпами, и фундаментальной ценностью образования станет его самостоятельность, а не конкурентоспособность.
Далее с докладом «Электронное обучение и инновационное развитие экономики России» выступил председатель Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании, научный руководитель МЭСИ, доктор экономических наук, профессор Владимир Павлович Тихомиров.
Выступление В.П. Тихомирова
В своем выступлении Владимир Павлович постарался представить единое видение проблемы электронного обучения: оценил степень влияния электронного образования на развитие информационного общества в России, рассказал о перспективах развития электронных университетов, представил свежие рейтинги влияния электронного образования и новейших технологий на качество образования в мире, выделил проблему усвоения информации современным обществом и педагогическим сообществом в отдельную область, заслуживающую более пристального внимания.
Члены Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям
в образовании при Комитете Государственной Думы РФ
Проректор по учебной работе и информатизации ОмГПУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Михаил Павлович Лапчик выступил с докладом «Электронное образование как неизбежность», в котором затронул вопросы актуальности данного направления, преодоления противоречий социально-экономического и социально-педагогического характера, доступности и использования современных технологий в образовательном процессе, а также качества образовательной активности.
М.П. Лапчик, выступающий с докладом
Кроме того, особое внимание было уделено проблеме формальности внедрения новых технологий в российских вузах, непонимания необходимости и неизбежности введения электронного обучения со стороны преподавательского состава, придерживающегося консервативных форм обучения.
После небольшого перерыва расширенное заседание продолжилось в следующем направлении: «Электронное обучение и повышение качества образования: мировой опыт и российская практика». Были заслушаны доклады:
- «Качество электронного обучения (e-Learning)» (И.М. Иродов, первый проректор Международной академии бизнеса (г. Ярославль) и новых технологий, к.п.н., доцент);
- «Оптимизация сочетания технологий e-Learning как условие качества реализации основных и дополнительных образовательных программ» (С.Л. Тимкин, директор Института непрерывного и открытого образования ОмГУ, к.ф.-м.н., доцент);
- «Внедрение технологий электронного обучения в Омском государственном техническом университете» (А.В. Мышлявцев, проректор по учебной работе ОмГТУ, д.х.н., профессор).
Во второй половине дня расширенное заседание продолжилось в формате годичного собрания Омского научного центра РАО, на котором по уже сложившейся традиции обсуждалась актуальная для омского региона тема «Направления и перспективы реформирования и модернизации российской системы образования».
С приветственным словом от Правительства и Министерства образования Омской области
выступил первый зам. министра образования И.М. Щеткин
В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:
- «Интеграция вузов: оправданная оптимизация или неоправданный оптимизм» (О.Н. Смолин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО);
- «Организационные и социально-экономические предпосылки интеграции учебно-научной деятельности в структуре высшей школы региона» (В.И. Струнин, председатель Омского совета ректоров, ректор ОмГПУ, д.Ф.-м.н, профессор);
- «Сохранение и развитие системы педагогического образования – основа обеспечения региональной потребности в педагогических кадрах» (К.А. Чуркин, ректор ОмГПУ, профессор).
С интересным сообщением по этой же теме выступил, принявший участие в собрании член президиума РАО, академик РАО Евгений Викторович Ткаченко.
О.Н. Смолин, выступающий на годичном собрании ОНЦ РАО
Всесторонняя поддержка деятельности экспериментальных площадок в Омской области – одно из важных направлений работы ОНЦ РАО. В 2009 году статус экспериментальной площадки был присвоен четырем образовательным учреждениям. На прошедшем заседании Бюро ОНЦ РАО такой статус получили уже 11 соискателей:
Соискатель | Проект | |
БОУ СПО «Тюкалинский педагогический колледж» | Организация воспитательной деятельности в сельском социуме по преодолению семейной антисоциальности | |
МОУ «Гимназия № 12», г. Омск | Духовно-нравственное воспитание обучающихся в гимназической среде | |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 110», г. Омск | Интернет-обучение школьников в условиях специализированной интегрированной информационно-коммуникационной образовательной среды | |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Калачинск | Информационно-коммуникационная среда школы малого сибирского города как условие развития ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса | |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82», г. Омск | Формирование исследовательской культуры младших школьников | |
МОУ «Суховская СОШ», Горьковский муниципальный район Омской области | Система дистанционной поддержки образовательной деятельности учащихся сельских школ на базе портала «Школа» | |
МОУ ДО «Детский сад № 336» | Выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста на этапе предшкольной подготовки | |
МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей “Эврика”», | Развитие личности воспитанника с признаками интеллектуальной одаренности в системе дополнительного образования | |
ФГОУ СПО «Омский автотранспортный колледж» | Создание и развитие интерактивного образовательного портала колледжа на основе технологий E-learning и смешанного обучения | |
ФГОУ СПО «Омский промышленно-экономический колледж» | Формирование информационной образовательной среды учреждений СПО на базе межрегионального ресурсного информационного центра | |
Художественно-эстетический комплекс: Институт искусств ОмГПУ, Омский государственный художественный колледж, Омская городская художественная школа №1 | Формирование целостного художественно-эстетического комплекса в условиях интеграции образовательных программ начального, среднего, высшего и послевузовского образования |
Параллельно с годичным собранием ОНЦ РАО участникам заседаний были предложены мастер-классы по практическим проблемам электронного обучения:
- «Использование Глобальной электронной среды обучения в МК «Электронный университет» для обучения студентов и опережающей подготовки взрослого населения» (Е.Н. Царьков, начальник управления инновационных проектов Евразийского открытого института);
- «Работа преподавателя в среде электронного обучения» (Д.В. Волков, заместитель генерального директора Центра e-Learning);
- «Организация распределенной образовательной деятельности образовательного учреждения в регионе» (И.В. Третьякова, директор Тверского филиала МЭСИ).
Член президиума РАО, академик Евгений Викторович Ткаченко
и первый заместитель министра образования Омской области Игорь Михайлович Щеткин
Завершилась программа мероприятий круглым столом «Трансформация университетов в условиях информационного общества: от классического университета к электронному, от электронного университета к парку знаний», который провел председатель Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при Комитете Государственной Думы РФ по образованию В.П. Тихомиров. Участие в круглом столе наряду с ректорами, проректорами и преподавателями, смогли принять магистранты и аспиранты.