Программы международного обмена сегодня – реальность. В рамках Программы Минобрнауки России 31 мая 2012 г. завершилась трехмесячная научная стажировка преподавателя ОмГПУ Ольги Степановны Парц в Датском педагогическом университете Орхусского университета.
В своей статье Ольга Степановна готова поделиться результатами своего исследования.
О результатах научной стажировки в Дании
Проблема сохранения и развития одаренности детей и молодежи актуальна в современном мире. Существующие образовательные ресурсы недостаточны для решения данной задачи, в то время как потребности развития человеческой цивилизации требуют серьезных интеллектуальных вложений и креативных решений. В данном аспекте интересен потенциал инклюзивного образования и опыт государств, реализующих инклюзивное образование в широкой образовательной практике.
Государство Дания с 50-х годов XX века целенаправленно реализует в образовании главный принцип – «школа для всех», или «инклюзивная школа». Данное положение является базой для всех преобразований в области образования и общественной жизни, определяет культурный контекст образовательной политики и деятельности датской школы. Свои достижения в области науки датские исследователи напрямую связывают с результатами целенаправленной работы всего общества в данном направлении развития школы. В Дании на практике реализуется идея: «Дать возможность каждому ученику/студенту понять самого себя и найти свое призвание и место в социальной инфраструктуре общества». В нашем университете мы развиваем таланты студентов через включение в социально-значимую творческую, внеучебную и учебно-исследовательскую деятельность. В Орхусском университете также используют эти ресурсы, кроме того, активно действует так называемый отдел Развития Талантов (Talent Development), объединяющий ученых-исследователей разных научных областей (http://edu.au.dk/en/). Ресурс инклюзивного образования выполняет важную миссию помощи студентам с проблемами в социальной коммуникации и обучении, и его основополагающий принцип таков: «Каждый неуспешный студент может быть успешен!».
Орхусский университет
В рамках исследования, проведенного на базе Датского педагогического университета, осуществлена попытка провести сравнительный анализ педагогических принципов системы включенного образования одаренных детей в Дании и России. На первом этапе исследования проводился анализ ресурсов и материалов для психолого-педагогического исследования системы включенного образования одаренных детей и молодежи в Дании, изучались архивные и библиотечные материалы, университетская и школьная документация.
Датский педагогический университет Орхусского университета в Копенгагене, корпус D
На втором этапе в рамках исследования системы включенного образования одаренных детей и молодежи в Дании проводилось интервьюирование и анкетный опрос преподавательского и административного штата по исследуемой проблеме, а также автор исследования принимала участие в дискуссиях с коллегами, посещала семинары профессиональных психологов по работе с одаренными детьми и конференции. В частности, на международной конференции «Excellence 2012» в г. Орхус обсуждалась проблема сохранения таланта, анализировался опыт и достижения Дании в области сохранения и развития таланта исследователей. По результатам конференции была принята международная Декларация (http://www.excellence2012.dk).
На международной конференции в Датском педагогическом университете
На третьем этапе обобщались исследовательские данные, проводился анализ полученного опыта. Разработана анкета и проведен анкетный опрос преподавателей. Проведены интервью с учителями, административными работниками датских школ и преподавателями Орхусского университета. Результаты интервью показали актуальность проблемы, и в настоящее время они обобщаются. Также был проведен семинар «Инклюзивное образование в контексте образования одаренных детей/студентов» на базе Датского педагогического университета. Опыт датских коллег показал, что вопросы сохранения и развития одаренности у детей решаются в каждой стране по-разному, но сегодня мы только начинаем раскрывать для себя культурные ресурсы инклюзивного образования для решения этой актуальной задачи.
Вход в Библиотеку Датского педагогического университета в Копенгагене
Очередная научная стажировка сотрудников Омского государственного педагогического университета в Дании в 2012 году состоялась. В научных планах – совместный исследовательский проект по проблеме детской одаренности и интерактивное взаимодействие по развитию профессиональной компетентности студентов в области иностранного языка.
У знаменитой Русалочки в выходной день
Плодотворность исследования – это всегда результат сотрудничества и взаимопонимания всех сторон. Поэтому хочется высказать признательность и уважение нашим датским коллегам – Орхусскому университету, Датскому педагогическому университету (DPU), Центру международного сотрудничества Датского педагогического университета – за высокий уровень организации научной стажировки, всестороннюю поддержку и содействие в проведении исследования (http://edu.au.dk/forskning/projekter/talent-i-skolen/).
Особую благодарность хочется выразить руководству Омского государственного педагогического университета, международному отделу нашего университета за поддержку и сопровождение подготовки и реализации научной (международной) стажировки и пожелать дальнейшего развития академической мобильности преподавателей высшей школы в рамках международных исследовательских программ Минобрнауки России.