Традиционным для кафедры литературы и культурологии ОмГПУ стало проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре). Несмотря на значительные препятствия (эпидемию гриппа в регионе и условия карантина) 3 февраля 2017 года более 50 учащихся школ, лицеев и гимназий Омска и Омской области продемонстрировали интерес к событию, а педагоги, сопровождающие ребят, стали участниками семинара, подготовленного коллективом кафедры литературы и культурологии.
Предварительные результаты олимпиады показали устойчивый интерес к творческим заданиям. Так, при ответах на вопросы ребята даже выстраивали диалог между героями текстов (архитектурных, изобразительных). Это не всегда совпадало с критериями оценки работ, но свидетельствовало о креативном подходе к решению интеллектуальных задач. Как подчеркнули члены жюри, уменьшение учебной нагрузки по предмету в средних общеобразовательных учреждениях не снижает интереса педагогов к данной дисциплине. При этом наличие в учебно-образовательном процессе таких предметов, как «Искусство», «Основы религиозных культур и светской этики», «Краеведение», работа с молодыми педагогами-культурологами, создание учебных курсов для учителей по культурологическим и филологическим дисциплинам на базе кафедры литературы и культурологии филологического факультета ОмГПУ позволили бы продуктивнее готовить учащихся к событиям всероссийского уровня. В состав жюри вошли компетентные специалисты ОмГПУ и ИРООО, в их числе доценты кафедры литературы и культурологии (С.Д. Бакулина, Т.А. Василевская, О.Л. Гиль, Э.И. Коптева, Н.В. Макшеева, В.А. Москвина, Н.В. Проданик), методисты и преподаватели кафедры гуманитарного образования Института развития образования Омской области (И.Н. Макарова, О.М. Предит).
Отметим, что уже на протяжении многих лет особенностью проведения олимпиады по искусству является семинар «Преподавание предметов культурологического и филологического циклов: образовательные методики и интерактивные практики», пользующийся неизменным успехом у педагогов Омской области. Этому способствует возможность вступить в дискуссию с преподавателями вуза, обсудить новые технологии построения урочной и внеурочной работы, узнать о новинках методической литературы и актуальных разработках погружения школьников в городское культурное пространство. Февральский семинар показал внимание к темам выступлений доцента Т.И. Подкорытовой («Визуальный символизм в становлении искусства портрета») и доцента В.А. Москвиной («Народная религия на уроках в школе (ОРКСЭ, литература, МХК)»). Открытием стала работа Творческой лаборатории «ОбЛИК», представители которой – К. Чижова и Н. Сайгакова (студенты филологического факультета ОмГПУ) – рассказали о ряде экскурсионных маршрутов по городу Омску, разработанных выпускниками «Школы экскурсоводов».
Особая страничка семинара была связана с презентацией учебного пособия «Основы религиозных культур и светской этики: методические принципы и региональный подход в преподавании учебного курса» (авторы – С.Д. Бакулина и Н.В. Проданик). Доцент Н.В. Проданик рассказала о структуре работы и алгоритме свободного доступа к материалу через образовательный портал ОмГПУ «Школа». О новых проектах работы этнокабинета филологического факультета рассказала его заведующая – О.В. Чистилина, которая представила тематические выставки (в том числе и виртуальные) по традиционной культуре на основе имеющейся этнографической коллекции.
Итогом семинара стало планирование участия педагогов и преподавателей в совместных конференциях, проектах и вручение подарочных сертификатов. Сегодня уже каждый желающий может познакомиться с программой, предварительными результатами и фотоотчетом о ходе проведения олимпиады: http://talant55.irooo.ru.
Благодарим участников за интерес к мировому и отечественному искусству и креативный подход к учебной и профессиональной деятельности.