День учителя – профессиональный праздник работников сферы образования, в нашей стране он отмечается 5 октября. В преддверии этого праздника мы взяли интервью у и.о. директора Центра магистерской подготовки ОмГПУ, доцента кафедры педагогики, кандидата педагогических наук Елены Викторовны Чухиной.
– Елена Викторовна, когда Вы поняли, что быть учителем – Ваше призвание?
– Стать учителем я решила еще в детском саду. Уже тогда начали проявляться лидерские качества: я всегда была заводилой и устанавливала правила. Умение руководить процессом и объяснять, как себя вести в той или иной игре, заметили и воспитатели: меня часто оставляли за старшую в группе.
– Сколько лет Вы работаете в вузе?
– До работы в вузе я три года преподавала химию в школе. В вуз пришла работать в 1999 году ассистентом кафедры педагогики. После окончания магистратуры я поступила в аспирантуру. В это время я уже трудилась старшим преподавателем. После защиты кандидатской диссертации стала доцентом кафедры педагогики и заведующей кафедрой в Нововаршавском филиале нашего университета. Вся моя карьера неразрывно связана с ОмГПУ и кафедрой педагогики.
– Какова роль педагога в обществе?
– Профессия педагога была и остается одной из важнейших в обществе: она помогает сохранить определенный уровень культуры, традиции, знания. Современный ритм жизни обуславливает высокую долю неопределенности общества, а учитель дает детям стабильность, дает точки опоры. Иногда учитель для ребенка становится более авторитетным, нежели родитель. Это тоже очень важная функция – быть образцом.
– Какое качество в педагоге главное?
– Чтобы стать хорошим педагогом, человек в первую очередь должен быть любознательным. Если у него есть потребность узнавать новое, то ему будет интересно учиться, развиваться и делиться этим с кем-то еще. Например, с учеником. А если такой заинтересованности нет, то не будет и удовлетворения от своей работы.
– Каким все-таки должен быть хороший учитель?
– Могу отметить следующие профессиональные качества, которые характеризуют хорошего учителя: организованность, любовь к детям, оптимизм, подвижность, умение заглянуть каждому ребенку в глаза, оказаться с ним на одном уровне.
– Какие качества вы цените в студентах – будущих учителях?
– Осознанность выбора вуза, в который они поступили. Если студент понимает, куда он пришел, то из него выйдет толк. Если понимания назначения педагогического вуза у студента нет, то вряд ли за годы обучения у него сформируется положительная установка на педагогическую профессию. Я считаю, что если студент пришел на факультет естественнонаучного образования только для того, чтобы изучать химию, то ему нужно было идти в другой вуз, но не в педагогический.
– Какой совет Вы дадите будущим учителям?
– Прежде всего, верить в себя, в детей, с которыми ты работаешь, и не терять оптимизм ни при каких обстоятельствах. Это самое главное. Если ты веришь в себя, то сможешь поверить и в другого. А вместе вы сможете преодолеть любые трудности.
– Как профессия повлияла на Вас?
– Педагоги постоянно общаются с молодыми, инициативными и энергичными людьми. Поэтому на протяжении всей трудовой жизни учитель внутренне остается молодым и сохраняет оптимизм. Вот и мне моя профессия дает силу, уверенность. Я чувствую себя счастливой, потому что получаю от своей профессии удовольствие, а значит, нахожусь на своем месте!
– Елена Викторовна, что пожелаете своим коллегам в преддверии праздника?
– Дорогие коллеги, поздравляю вас с наступающим профессиональным праздником! Желаю вдохновения, творчества, гармонии в отношениях с родными и близкими, ярких путешествий!