Под председательством министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова в профильном ведомстве нашей страны состоялось первое заседание Совета по развитию педагогического образования. В мероприятии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк, президент Российской академии образования Юрий Зинченко, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк, руководители ведущих российских вузов и эксперты в области высшего образования.
Создание совета по развитию педагогического образования было инициировано Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ. Михаил Котюков отметил, что перед Советом стоят важные задачи, связанные с вопросами координации межвузовского взаимодействия, определения основных принципов государственной политики в сфере гуманитарного и педагогического образования и развития научных исследований в области педагогики. «Важен ответ на вопрос, какими знаниями и навыками должен обладать педагог, завершая свое обучение», – подчеркнул Михаил Котюков.
Также министр добавил, что в настоящее время Минобрнауки России ведет работу по совершенствованию методики распределения контрольных цифр приема в высшие учебные заведения.
«Нам необходимо учитывать непростую демографическую ситуацию, которая ожидает нас в ближайшем будущем. Мы должны быстрее воспроизводить педагогические кадры, при этом предоставляя им возможности для непрерывного профессионального роста. Педагогическое образование должно быть самым лучшим в стране, чтобы в него шли самые талантливые ребята. Какие дополнительные мотивации нужно придумать, чтобы привлечь молодежь? Этот вопрос мы снова будем обсуждать с регионами», – заключил Михаил Котюков.
Президент Российской академии образования Юрий Зинченко представил доклад на тему «Педагогическое образование и Стратегия научно-технологического развития РФ». Он отметил, что в такой многонациональной и поликонфессиональной стране, как Россия, нужно учитывать зарубежный опыт, адаптировать лучшие зарубежные практики, но в то же время многие задачи придется решать самостоятельно. В том числе вопросы психологической подготовки педагогов, формирования новых компетенций в цифровом образовании и др.
О практикоориентированности федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям бакалавриата рассказала председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по педагогическим наукам Елена Казакова. «Сегодня преподавать в школе может как выпускник бакалавриата, так и выпускник магистратуры. При этом система непрерывного педагогического образования является инструментом, который позволяет получать дополнительные знания. У нас должны быть инструменты быстрого выхода преподавателей на рынок труда, но при этом в регионах необходимо создавать возможности и условия для получения преподавателями дополнительного образования и повышения квалификации», – отметила Елена Казакова.
В ходе мероприятия обсуждались вопросы развития методических ресурсов в сфере педагогического образования и перспективы создания цифровой онлайн-платформы, которая будет интегрирована в систему общей образовательной среды.
Также участники заседания обсудили преимущества целевой подготовки педагогических кадров. Система целевой подготовки направлена на решение кадровых вопросов в социально значимых отраслях российской экономики, она позволяет регионам определять потребность в квалифицированных кадрах и строить перспективные планы социально-экономического развития.
Добавим, что в головном вузе и в филиале ОмГПУ в г. Таре произошло значительное увеличение бюджетных мест для приема абитуриентов в 2020 году.