«Интернет – свободный, безопасный, образовательный». Так звучали тема и лозунг межрегиональной научно-практической конференции, проходившей 18–19 октября в стенах Омского государственного педагогического университета.
Пленарное заседание открыл ректор ОмГПУ О.В. Волох. Поприветствовав собравшихся, руководитель вуза подчеркнул, что проведение конференции, посвященной вопросам интернет-образования и электронного обучения – обязательных составляющих современного образовательного процесса, – большая честь для педагогического университета, которую он заслужил по праву: по данным мониторинга электронного обучения, Омская область является флагманом электронного образования, причем занять лидирующие позиции регион смог во многом благодаря ОмГПУ. Олег Владимирович выразил надежду, что вопросы, рассматриваемые на конференции, позволят найти новые пути решения проблем интернет-образования.
Ректор ОмГПУ Волох О.В. приветствует участников конференции
Программный комитет конференции возглавили: М.П. Лапчик, д-р пед. наук, профессор, академик РАО, зав. кафедрой информатики и методики обучения информатике ОмГПУ, зав. лабораторией инновационных технологий в образовании ИИО РАО; О.Н. Смолин, д-р филос. наук, профессор, член-корреспондент РАО, Первый заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ; В.П. Тихомиров, д-р техн. наук, профессор, научный руководитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Президент Международного Консорциума «Электронный Университет».
Члены программного комитета конференции (слева направо): О.Н. Смолин, О.В. Волох, М.П. Лапчик, С.Г. Алексеев и председатель оргкомитета О.Д. Федяева
Предваряя выступления членов программного комитета, Михаил Павлович Лапчик отметил, что проведение конференции стало возможным лишь благодаря совместным усилиям всех ее участников, неравнодушных к проблемам отечественного образования и радеющих за его развитие в самых современных и прогрессивных формах.
Первым на пленарном заседании выступил депутат Государственной думы РФ О.Н. Смолин. В своем докладе «Информационные технологии в российском образовании: некоторые нормативно-правовые проблемы» он подробно остановился на трактовке определенных положений нового закона об образовании, в котором гораздо более полно отражены проблемы электронного обучения. Первый заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы выразил опасение, что в конкурентной борьбе за человеческие ресурсы Россия может проиграть другим странам: «Мозги перетекают туда, где находятся соответствующие системы: в США активно развиваются массовые онлайн-курсы. Число прошедших обучение на этих курсах летом достигло 4 млн. человек, среди них количество российских граждан возросло за пару месяцев с 50 тыс. до 200 тыс. Несомненно, это вызов национальному суверенитету, поэтому у нас нет вариантов – либо мы создаем собственную систему онлайн-курсов, либо наблюдаем за колоссальной «утечкой мозгов». Надо стараться изменить сложившуюся ситуацию, поэтому Экспертный совет комитета Государственной думы по образованию будет делать всё возможное, чтобы не проиграть информационную революцию».
В.П. Тихомиров в своем выступлении, касающемся трансформации образовательных систем развитых стран под влиянием массового использования интернет и электронного обучения, рассмотрел движение в сторону прогресса в нашей стране в соотношении с аналогичным движением в других странах, отметив, что электронное обучение является основным катализатором инновационного развития каждой страны в отдельности и мирового сообщества в целом.
Открытой электронной образовательной среде Омской области как средству повышения доступности и качества образования был посвящен доклад Министра образования Омской области С.Г. Алексеева: «Как ответить региону на экспансию глобального электронного обучения? Ждать, пока глобальное образование зайдет в регион, установит свои порядки, создаст свою инфраструктуру, или выстраивать собственную образовательную среду для решения в том числе и задач региона? На наш взгляд, ответ очевиден – нам нужна своя открытая образовательная среда, которая должна сделать региональную систему образования эффективной, способной адаптироваться к нуждам местных образовательных учреждений и в то же время интегрироваться в национальную образовательную среду».
С докладом выступает Министр образования Омской области С.Г. Алексеев
Сообщения остальных докладчиков также затрагивали актуальные проблемы интернет-образования, электронного обучения и создания smart-общества. По мнению ректора ОмГУ им. Ф.М. Достоевского В.И. Струнина, академическая мобильность является приоритетным направлением развития современного университета, поскольку способствует повышению качества образования, воспитанию нового активного поколения студентов с развитыми навыками обучения вне своего базового университета.
Ректор ОмГПУ О.В. Волох поднял проблему взаимодействия сети Интернет и образовательной среды вуза в свете новых возможностей и перспектив: «Современный вуз в условиях smart-образования должен ориентироваться на социальную сторону образования, управляемость и технологичность… создание интегрированной среды позволит студентам генерировать новые знания и таким образом формировать новый вид личности – smart-человека».
Заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике М.П. Лапчик в своем выступлении рассмотрел роль электронного обучения в развитии отечественной педагогики и затронул следующие вопросы: подходит ли классическая педагогика современному обществу, способна ли она ответить вызовам нового времени и с чем связано возникновение нового понятия – электронная педагогика.
С результатами своего исследования познакомил присутствующих Е.К. Хеннер, д-р физ.-мат. наук, профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой информационных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета. Перед исследователем стояла задача узнать, можно ли в российских и американских вузах в условиях идентичной информационно-образовательной среды готовить одинаково высококлассных специалистов. Проведенный сравнительный анализ дал на этот вопрос положительный ответ – и это несмотря на то, что уровень учебно-методического оснащения американских вузов намного выше российских. Отсюда становится ясным, что же все-таки является главным условием высоких результатов: как выяснилось, это наличие у студента желания учиться и грамотно сформированная информационно-образовательная среда.
Участники пленарного заседания слушают доклады своих коллег
Во второй день конференции была организована работа трех секций по следующим направлениям: интернет как общественно-государственный феномен современной цивилизации; организационно-методические проблемы электронного обучения; информационно-образовательная среда как организационный базис современной системы непрерывного образования. Более 70 участников выступили на секциях со своими докладами. Тематика была весьма обширной: обсуждались вопросы дистанционного обучения, психологической безопасности коммуникаций, возможностей интернета при организации самостоятельной работы учащихся и многое другое.
Прошедшая конференция подтвердила значимость подобных мероприятий в развитии национальной образовательной системы России. Век информационных технологий ставит перед обществом глобальные задачи, которые требуют незамедлительных и грамотных решений. Интернет, как и любое явление, можно рассматривать двояко – и как неизбежное зло, и как общедоступное благо, – поэтому основной целью образовательного сообщества должно стать стремление дать дорогу интернету будущего – свободному, безопасному, образовательному.