Академическая мобильность – одно из важных направлений международной деятельности в Омском государственном педагогическом университете. Она дает возможность студентам продолжить образование, а преподавателям – приобрести научный опыт за рубежом, участвуя в образовательных и научно-исследовательских программах и языковых стажировках.
По словам экспертов в сфере международного образования, академическая мобильность помогает повысить качество образования, улучшить взаимопонимание между народами и культурами. Данная работа осуществляется в рамках программ сотрудничества ОмГПУ с ведущими зарубежными университетами.
На сегодняшний день наш университет заключил 70 соглашений о сотрудничестве с вузами Австрии, Беларуси, Бельгии, Бразилии, Германии, Испании, Италии, Казахстана, Киргизии, Китая, республики Корея, Румынии, Сербии, Словении, США, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Украины и Франции. Благодаря этому Омский государственный педагогический университет развивает международные образовательные программы и проекты, осуществляет научно-исследовательскую деятельность, организует научно-практические семинары и конференции, способствует обмену преподавательскими кадрами и развитию студенческой мобильности.
В настоящее время в ОмГПУ выстраивается сотрудничество еще с пятью зарубежными вузами: Университетом в г. Байройт (Германия), Международным университетом г. Сараево (Босния и Герцеговина), Университетом Да Ех (Тайвань), Вебстерским университетом (Тайланд) и Городским университетом Дублина (Ирландия).
В рамках международного сотрудничества в 2019/2020 учебном году 20 студентов из других стран прошли обучение в Омском государственном педагогическим университете. «Наиболее популярными среди студентов из ближнего зарубежья являются 5 направлений, представленных факультетом иностранных языков, факультетом математики, информатики, физики и технологии, факультетом психологии и педагогики, факультетом начального, дошкольного и специального образования и факультетом истории, философии и права», - отметила и.о. начальника отдела международного сотрудничества Людмила Валерьевна Бевзюк.
Участниками международных образовательных обменов в 2019/2020 учебном году стали 8 студентов вуза. В рамках партнерских соглашений они посетили Казахстан, Корею, Францию и Китай.
Обучающиеся Омского государственного педагогического университета имеют возможность поехать на семестр или на год в университет-партнер. К примеру, студент факультета иностранных языков Роман Чан учился в Национальном университете Кёнбук, который входит в тройку ведущих университетов Республики Корея и предлагает ежегодную семестровую программу. В ней могут принять участие все студенты университета.
«Я выбрал эту программу, так как мне всегда была интересна культура Кореи и Восточной Азии, а этот студенческий обмен стал мостиком в мое первое путешествие в Азию. Я провёл 4 месяца в Корее. В конце семестра мне посчастливилось посетить Японию и Таиланд. В Корее я изучал корейский и французский языки, современную корейскую социологию и «корейскую волну» - современную культуру, включая фильмы и музыку. Я получил много положительных эмоций. Студенческая жизнь в Корее отличается от нашей жизни в России: другие люди, менталитет и культура. Живя в общежитии, я встретил много студентов по обмену из Германии, Нидерландов, России, Франции, Англии, США, Малайзии, Индонезии, Китая, Японии. Все были очень дружелюбны и толерантны друг к другу. Мое знакомство с культурой Кореи было очень запоминающимся: каждый день я открывал очень многое и понял, что культура Кореи очень похожа на культуру Вьетнама: традиции, праздники, поведение в обществе», – рассказал Роман Чан.
«В 2019 году я получила стипендию правительства КНР на 2019/2020 учебный год. Выбор пал именно на эту стипендию, потому что о ней я была наслышана от наших студентов и выпускников. Она покрывает обучение, проживание, а также студенту выплачивается ежемесячно стипендия на все нужды. Уехать на год в Китай - решение не из лёгких. Я осталась один на один со своими страхами и сомнениями, неуверенностью в себе и своём языковом уровне. Но после четырех лет на кафедре восточных языков я знаю, что нет ничего невозможного. Китай дал мне не только бесценную языковую практику, но и огромный толчок для личностного развития. Мои взгляды на мир, людей и себя изменились. Теперь можно покорять новые горизонты, города и страны. Жила я в маленьком, по меркам Китая, городе Баодине с населением более 10 млн человек. В университете я изучала только языковые предметы и китайскую культуру. Преподаватели в Китае - необыкновенные люди, которые находят подход к мультикультурным группам. Также приятно удивило их отношение к студентам: профессора, преподаватели и аспиранты спокойно обмениваются контактами, общаются в сети. Из-за пандемии в нашем университете был введён карантин, и с середины января по конец июля мы не могли покидать территорию кампуса. Зато за первый семестр я успела попутешествовать по Китаю, объездить несколько крупнейших городов, в том числе Шанхай, узнать Китай с разных сторон и познакомиться с удивительными людьми. Могу смело сказать, что это был лучший год! И если вы ещё сомневаетесь, стоит ли оно того, то скажу так - жалеть вам точно не придётся, языковая среда творит чудеса», – поделилась впечатлениями студентка факультета иностранных языков Анастасия Водянова.
Безусловно, международная академическая мобильность позволяет преподавателям и студентам делиться теоретической и практической информацией о своих достижениях. Обмен опытом и знаниями – важная цель международного партнерства. Не меньшее значение имеет и культурный обмен. Помимо знаний участники программ академической мобильности имеют возможность познакомиться с условиями жизни в других странах, изучить культуру и язык.
«Я была в Германии по студенческому обмену между моим педагогическим университетом в Омске и университетом города Фехта.
Там я увидела многообразие культур впервые, ведь я училась не только с европейцами, но и с ребятами из Бразилии, Китая, Южной Кореи, США и других стран. Все были невероятно разными и открытыми ко всему новому. Мы долго обсуждали стереотипы о наших народах, угадывали, что значат те или иные жесты в наших культурах, на выходных устраивали обеды или ужины, где пробовали мексиканский гуакомоле и куриные ножки в кока-коле, приготовленные по китайскому рецепту. Это удивительный опыт!», – рассказала выпускница факультета иностранных языков Марина Авилович.
Как отмечают участники программ международной академической мобильности, благодаря студенческим обменам повышаются языковые компетенции, совершенствуются знания по специальности и приобретаются новые знакомства.
Добавим, что в 2019/2020 учебном году в рамках академической мобильности 14 преподавателей Омского государственного педагогического университета приняли участие в международных конференциях, стажировках и форумах в Казахстане, Китае, Германии и Грузии.