+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Общество • Открытый координационный совет. Вечерний пленум "Проявление проблематики проектов"

Открытый координационный совет. Вечерний пленум "Проявление проблематики проектов"

06.12.2002

Центральный тезис: «Проблематика возникает там, где деятельность принципиально новая, а если она не возникла, значит, перед нами не новая деятельность» (А.И. Адамский). «Зеркало» вечернего пленума уловило три спектра отражения: содержательный, психологический и прогностический.

Относительно содержания были отражены следующие точки бифуркации:

  1. Мониторинг – процесс в процессе инновационной деятельности, изначально мониторинга конкретной инновационной деятельности не существует в силу ее специфики, т.к. «у нас нет способа анализа того, что еще не появилось» (А.И. Адамский).
  2. Мониторинг, применительно к экспериментальной деятельности, необходим для исследования качественных, а не количественных изменений. «Мониторинг не технократическое отслеживание, а решение нравственной проблемы: где его предел? Проблема мониторинга – проблема построения отношения к предметному новообразованию, это не проблема поиска критериев...» (А.И. Адамский).
  3. Наука и практика: проблема глубины взаимопроникновения. Какова мера вмешательства и степень помощи научного руководителя в деятельность образовательного учреждения? «Предмет теоретизирования – проблематизация практики, следовательно, теория не может помочь практике! ...Может ли реальная практика быть предметом для развития теории?..» (А.И. Адамский).
  4. Проблемы работы проектов: а) в подмене средств и целей: в ходе эксперимента часто средство становится целью; б) проблематика проектной деятельности вышла за пределы педагогики, проблема в том, чтобы оформить ее как проблематику в области образовательной политики. «Сообщество педагогов само не может решить эту проблему» (В.И. Гам).

Психологический аспект отразился в следующем:

  1. Дискуссия получилась, обсуждение состоялось.
  2. В этом процессе ярко обозначилось отсутствие единого понятийного аппарата и языка.
  3. Ожидания большинства новых участников семинара по поводу четких схем и заранее предложенных ответов наткнулись на незапланированную ими рефлексивную ситуацию и необходимость отыскания новых нестандартных решений.

Прогностическое преломление событий «Зеркалом»:

  1. Вхождение новых участников семинара, а с ними и все большей части педагогического сообщества в рефлексивное поле инновационных процессов.
  2. Понимание мониторинга инновационной деятельности педагогическим сообществом не как набора существующих инструментов и методик измерения процесса, а как новообразования, рожденного в ходе эксперимента.
  3. Возникновение проблемы научного сопровождения эксперимента и дозированности вмешательства науки диктует необходимость выхода самих работников образования на новый, более высокий личный уровень развития в соответствии с развитием проекта.

Екатерина Еременко, Степан Чухин (проект «Зеркало»)