Подходящий к своему логическому завершению 2008 год был щедр на «сюрпризы»: военные конфликты, экономический кризис и прочие «приятные» моменты.
К числу последних не без оснований можно причислить и многочисленные правительственные эксперименты, касающиеся российского образования: СМИ методично напоминали будущим выпускникам школ обо всех «прелестях» предстоящего ЕГЭ, а потенциальным абитуриентам и уже состоявшимся студентам — о грядущем сокращении количества вузов по стране.
Несколько последних месяцев Омский государственный педагогический университет пребывал в томительном ожидании. Один за другим российские университеты теряли свои статусы, становясь институтами и академиями. Подобные перемены, ожидалось, коснутся и нас…
В сентябре этого года в ОмГПУ работала комиссия, результаты которой должны были либо подтвердить статус университета, либо «понизить» его до академии или института. В связи с изменениями политики государства, касающейся высшего образования и пересмотром аккредитационных показателей, окончательное решение министерской коллегии в отношении нашего вуза было оглашено только 9 декабря, и оно заставило всех вздохнуть наконец с облегчением: университету — быть!
Гордое слово «университет» будет и на фотографиях выпускников ОмГПУ 2009 года
Ректор ОмГПУ Константин Александрович Чуркин дал развернутый комментарий по поводу сохранения статуса университета:
— Аккредитация университета, как и любого другого учебного заведения, — процесс закономерный и проводится раз в пять лет. В течение этих лет ежегодно отслеживается уровень развития вуза, а по результатам составляется модуль, позволяющий по формальным и неформальным показателям определить статус: университет, академия или институт. Данная работа не разовая — она ежедневная и ежечасная. В этом году нам пришлось столкнуться с определенными изменениями в оценочных критериях. Ожидалось, что новая шкала оценки будет применена к вузам, уже прошедшим аккредитацию, но по старым показателям. Такого, к счастью, не произошло. Большая часть вузов свой прежний статус сохранила, и ОмГПУ в их числе.
Некоторые показатели, по которым мы работали в течение пяти лет, не только соответствуют аккредитационным критериям (у нас в наличии есть все семь групп специальностей), но и в ряде случаев эти критерии превосходят. Так, очень важным показателем является остепененность преподавательского состава — не менее 60%, у нас же она — 71,5%. Кроме этого, показатели по науке также достаточно высоки.
Сегодня существует масса способов контроля деятельности вуза. Но самый главный контроль — не сверху, главный контроль — это осознание нами самими, что эта работа постоянная, а не пятилетний промежуток ожидания!
Возможно, студентов это касается в меньшей степени, но имидж университета зависит и от них тоже. Сегодня одной из главных проблем образования стал вопрос о роли самостоятельной работы студента. Как показала практика, не каждый студент способен преодолеть рубеж увеличения объема самостоятельной работы. Студент пришел к нам получить качественное образование, но это не значит, что мы его должны только дать. Он должен его еще и взять!
Как показывает практика, значительная часть наших выпускников, во-первых, успешно трудоустраивается, что говорит в пользу качества образования, полученного в ОмГПУ, во-вторых, гордится своим университетом — а это значит, что они выбрали наш вуз не случайно. Аккредитация — это просто очередной этап контроля и не более того. Но мы каждый год, каждый час, каждую минуту должны соответствовать своему статусу, хоть это подчас и очень сложно.