5 декабря в Омском государственном педагогическом университете прошла презентация стратегических проектов, разрабатываемых нашим вузом для региона.
На встрече присутствовали первый заместитель министра образования Омской области Т.В. Дернова, руководители департаментов и управлений Министерства образования Омской области, представители учреждений среднего профессионального образования, муниципальных органов власти и комитетов по образованию Омской области.
Во вступительном слове ректор университета О.В. Волох подчеркнул, что стратегические проекты Омского государственного педагогического университета сориентированы на приоритетные направления развития сектора образования Омской области: «Самое главное – раскрыть человеческий потенциал. Мы должны действовать сообща. Вместе нам многое будет под силу».
Ректор ОмГПУ О.В. Волох открыл встречу-презентацию стратегических проектов
Первой представила курируемые проекты Н.В. Чекалева, проректор по международной и внеучебной деятельности. Она рассказала о создании регионального профессионально-педагогического образовательного кластера и формировании системы сопровождения педагогических инноваций в Омской области. Надежда Викторовна обратила внимание на то, что представленные проекты отвечают запросам современного общества и сложившейся системы образования. Также она отметила, что основная функция ОмГПУ – подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров, и в этом отношении университет является своеобразной «подушкой безопасности» современной системы образования региона. По словам проректора, сегодня для эффективного внедрения инноваций необходимо научное обоснование идей, прикладная работа и научно-методическое обеспечение: «Университет видит свою миссию в научно-методическом сопровождении. Мы не решаем задач за наших коллег, а помогаем и поддерживаем в силу своей компетентности и профессионализма».
В своей презентации проректор подробно рассмотрела нескольких стратегических проектов:
- Создание Регионального научно-образовательного центра «Интеграция», основной целью которого является сотрудничество в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности университета и учреждений среднего профессионального образования.
- Молодежный педагогический проект «Сибирский педагогический Селигер». В этом проекте большое внимание уделяется той части молодежи, которая уже пришла в педагогическую профессию. Его воплощение позволит создать необходимые условия для выявления талантливых молодых учителей, а также студентов, магистрантов и аспирантов педагогических вузов.
- Международный социально-просветительский проект «Современный русский».Проект успешно действует уже на протяжении пяти лет и стал широко известен не только в России, но и за рубежом. Его работа направлена наразвитие интереса у молодежи к русскому языку и культуре речи, повышение статуса языка среди его носителей.
- Создание ресурсного центра инклюзивного образования в Омской области. Его открытие состоялось в начале ноября 2013 года. В сферу его деятельности входят три основных направления: работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, консультация их родителей, подготовка педагогов-тренеров по инклюзивному образованию. Специалисты Центра также предлагают консультационные услуги коллегам из района, которые работают в области инклюзивного образования или планируют открытие подобного центра в своем районе.
- Проект создания региональной инфраструктуры научно-методического сопровождения патриотического воспитания детей и молодежи. В рамках реализации проекта этой осенью студенты университета в течение недели проходили сборы в военной части на территории Омска.
Выступление А. А. Филимонова, доцента кафедры педагогики, было посвящено проекту развития сетевого профильного обучения в Омской области. Алексей Александрович отметил, что только талантливый учитель, как образовательный ресурс, обеспечивает высокие результаты своих учеников. Поэтому главная задача проекта – создание такой системы организации обучения, благодаря которой талантливый учитель и способный ученик найдут друг друга, получат подходящие условия для продуктивной совместной деятельности.
Презентация А.А. Филимоновым проекта развития сетевого профильного обучения
Проректор по учебной работе Г.В. Косяков представил проекты «Учитель будущего: создание инновационного образовательного пространства» и «Образование через всю жизнь». Геннадий Викторович подчеркнул, что целью данных проектов является формирование у студентов ОмГПУ с самого начала их обучения в вузе понимания того, что они учатся в педагогическом университете, поэтому главная сфера применения их творческих инициатив – это школа. Проректор рассказал о некоторых направлениях, реализуемых в рамках проекта:
- Конкурс студенческих проектов «Моя малая Родина», благодаря которому планируется привлечь большое количество студентов к реализации социально значимых проектов Омской области.
- Молодой учитель: от старта к карьере. Цель проекта – адаптация студентов и молодых педагогов к происходящим в профессиональной сфере изменениям. В его рамках планируется проведение конференций, мастер-классов, вебинаров, встреча с педагогами школ города и области.
- Школа первоклассных родителей. Разработчики проекта ставят перед собой задачу распространения передового педагогического опыта. На специально разработанном сайте в сети Интернет наши специалисты могут объяснить любому желающему, как помочь детям освоить материал, преподаваемый в школе.
- Социально-психологическая поддержка субъектов образования. Этот проект является многофункциональным. Он ориентирован на изменение мотивации студентов. Для тех, кто при поступлении сделал свой выбор не осознанно, попадание в творческую атмосферу позволяет изменить своё отношение к педагогической профессии.
О проекте «Движение к Smart-университету» присутствующим рассказал академик РАО заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике, профессор М.П. Лапчик. Он раскрыл роль Образовательного портала ОмГПУ и социальных Интернет-ресурсов в формировании индивидуальной образовательной среды студентов и преподавателей. Также Михаил Павлович рассмотрел проект создания Ресурсного центра по образовательной робототехнике, в план работы которого входит создание курсов повышения квалификации по данному направлению и включение его в процесс подготовки студентов и школьников.
Доцент кафедры педагогики Н.И. Чуркина представила проект модернизации и развития системы профессиональной ориентации в университете. В рамках его реализации планируется проведение профориентационной работы со школьниками, которая будет полезна не только университету, но и региональной системе образования в целом, поскольку проект направлен на повышение престижа педагогической профессии.
Последней выступила директор института непрерывного профессионального образования Н.Я. Гарафутдинова. Она рассказала о новых направлениях, которые находятся на стадии разработки и уже включены в программу дополнительного профессионального образования.
За презентацией проектов последовало их активное обсуждение всеми собравшимися, по результатам которого в ряд проектов в целях их улучшения будут внесены необходимые поправки и дополнения.