+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Управление и структура университета • Щербакова Наталья Николаевна

Щербакова Наталья Николаевна

Щербакова Наталья Николаевна

Щербакова Наталья Николаевна

Доцент, доктор филологических наук

Должность

Профессор кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования

тел. (3812) 60-61-58

каб. 401, пр. Мира, 32

График работы: Пн-Пт 9:00-17:00; Сб 9:00-15:00; перерыв 13:00-14:00.

Профессор кафедры дефектологического образования

наб. Тухачевского, 14

График работы: Пн-Пт 9:00-17:00; Сб 9:00-15:00; перерыв 13:00-14:00.

Электронная почта

Сведения об образовании

Высшее образование, ОмГПИ им. А.М. Горького, 01.07.1982, Русский язык и литература, Учитель русского языка и литературы и звание учителя средней школы

Повышение квалификации

Удостоверение о повышении квалификации № 3776 от 28.05.2012, период обучения с 09.04.2012 по 28.05.2012, «Обучение экспертов предметных комиссий проверке заданий с развернутым ответом государственных аттестационных работ выпускников 11 классов в 2012 г.», БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (72 часа);

Удостоверение о повышении квалификации № 26-1/12-П26 от 17.11.2012, период обучения с 06.11.2012 по 17.11.2012, «Современные технологии образовательного процесса», ФПКП Сибирского федерального университета, г. Красноярск (72 часа);

Удостоверение о повышении квалификации № 3025 от 09.07.2010, период обучения с 01.07.2010 по 09.07.2010, программа «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования», ГОУ ВПО «ОмГУ им.Ф.М. Достоевского» (72 часа);

Март – апрель 2013 г. – ОмГПУ, «Интерактивные формы обучения студентов ВУЗа» (72 часа);

22.04 – 30.06.2014 – ОмГПУ, «Разработка электронного УМК для образовательного портала ОмГПУ (с использованием системы дистанционного обучения МООДУС)» (72 часа);

10.03 – 31.03.15 – МПГУ, «Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (учитель начальных классов), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия» (72 часа).

Повышение квалификации, 772402032227 от 31.03.2015, Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (Учитель начальных классов), предполага

Повышение квалификации, 552405184109 от 29.05.2017, Создание учебных курсов с применением дистанционных образовательных технологий

Повышение квалификации, 552406642912 от 10.02.2018, Первая помощь (базовый курс)

Повышение квалификации, 552401804771 от 05.09.2014, Разработка электронного УМК для образовательного портала ОмГПУ (с использованием системы дистанционного обучения МООДУС)

Повышение квалификации, 26-1/12-п26 от 17.11.2012, Современные технологии образовательного процесса

Повышение квалификации, 15-16/1110 от 08.02.2019, Профессиональная деятельность преподавателя в электронной информационно-образовательной среде вуза

Повышение квалификации, 720300001039 от 11.12.2018, Сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза

Повышение квалификации, 15-16/162 от 12.11.2018, Специальные условия, технологии, организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Повышение квалификации, 3025 от 09.07.2010, Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования

Повышение квалификации, 15.02-16/664 от 27.01.2012, Разработка электронного УМК для образовательного портала ОмГПУ

Повышение квалификации, 3776 от 28.05.2012, Обучение экспертов предметных комиссий проверке заданий с развернутым ответом государственных аттестационных работ выпускников 11 классов в 2012

Повышение квалификации, 540800346949 от 16.12.2021, Формирование универсальных педагогических компетенций преподавателей как условие развития функциональной грамотности обучающихся

Повышение квалификации, 552415932038 от 18.04.2022, Профессиональная деятельность преподавателя в цифровой образовательной среде вуза

Повышение квалификации, 552415932314 от 03.11.2021, Специальные условия, технологии, организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Повышение квалификации, 552415932878 от 10.12.2021, Первая помощь (базовый курс)

Повышение квалификации, 26-1/12-п26 от 17.11.2012, Современные технологии образовательного процесса

Повышение квалификации, 552401804771 от 05.09.2014, Разработка электронного УМК для образовательного портала ОмГПУ (с использованием системы дистанционного обучения МООДУС)

Повышение квалификации, 772402032227 от 31.03.2015, Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (Учитель начальных классов), предполага

Повышение квалификации, 552405184109 от 29.05.2017, Создание учебных курсов с применением дистанционных образовательных технологий

Повышение квалификации, 3776 от 28.05.2012, Обучение экспертов предметных комиссий проверке заданий с развернутым ответом государственных аттестационных работ выпускников 11 классов в 2012

Повышение квалификации, 15.02-16/664 от 27.01.2012, Разработка электронного УМК для образовательного портала ОмГПУ

Повышение квалификации, 3025 от 09.07.2010, Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования

Повышение квалификации, 552415932038 от 18.04.2022, Профессиональная деятельность преподавателя в цифровой образовательной среде вуза

Повышение квалификации, 552415932314 от 03.11.2021, Специальные условия, технологии, организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Повышение квалификации, 552415932878 от 10.12.2021, Первая помощь (базовый курс)

Повышение квалификации, 540800346949 от 16.12.2021, Формирование универсальных педагогических компетенций преподавателей как условие развития функциональной грамотности обучающихся

Повышение квалификации, 15-16/1110 от 08.02.2019, Профессиональная деятельность преподавателя в электронной информационно-образовательной среде вуза

Повышение квалификации, 340000788911 от 01.07.2024, Специальные условия, технологии, организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Повышение квалификации, 340000789238 от 08.07.2024, Первая помощь (базовый курс)

Повышение квалификации, 552406642912 от 10.02.2018, Первая помощь (базовый курс)

Повышение квалификации, 15-16/162 от 12.11.2018, Специальные условия, технологии, организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Повышение квалификации, 720300001039 от 11.12.2018, Сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза

Преподаваемые дисциплины

Курсовая работа; Научно-исследовательская работа; Научное руководство магистрантом 2 года обучения (очное); Научное руководство магистрантом 3 года обучения (заочное); Практикум по орфографии и пунктуации; Преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы; Производственная (педагогическая). Преподавательская; Производственная (педагогическая). ранняя преподавательская; Производственная практика (научно-исследовательская работа); Производственная практика (педагогическая). Ранняя преподавательская; Производственная практика (преддипломная); Производственная практика (психолого-педагогические технологии в обучении и развивающей деятельности, педагогическая); Производственная практика (технологическая). Проектно-технологическая; Производственная практика, (педагогическая). Преподавательская; Производственная практика, научно-исследовательская работа; Производственная практика, преддипломная; Психолингвистика; Руководство, консультирование, предзащита ВКР бакалавров; Русский язык; Русский язык в профессиональной деятельности; Русский язык и культура речи; Современные проблемы науки и образования; Специальная методика преподавания русского языка; Учебная практика (методическая); Учебная практика (научно-исследовательская работа, получение первичных навыков научно-исследовательской работы); Учебная практика (педагогическая). Методическая; Учебная практика (проектно-технологическая)

Направления научных исследований

Русское словообразование, культура русской речи, история русского языка, русская диалектология.

Основные публикации

Персональный профиль автора в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU.

Автор 147 научных и учебно-методических работ, в том числе 7 монографий, 5 учебных пособий, 32 статей в журналах, индексируемых в базах данных "Scopus" и РИНЦ.

  1. Персональный профиль автора в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU.

    Автор 147 научных и учебно-методических работ, в том числе 7 монографий, 5 учебных пособий, 32 статей в журналах, индексируемых в базах данных "Scopus" и РИНЦ.

  2. Щербакова Н.Н. Языковая игра в городском ономастическом пространстве // В книге: Лингвистика креатива - 3 Под общей редакцией Т.А. Гридиной. Екатеринбург, 2014. С. 333-340.

  3. Щербакова Н.Н. О роли лингвистической компетенции в формировании орфографического навыка // Филологический класс. 2015. № 2 (40). С. 35-36.

  4. Щербакова Н.Н. Служба «Экстренной лингвистической помощи» как показатель лингвистических потребностей региона // Вопросы филологии. 2015. № 4 (52). С. 30-33.

  5. Щербакова Н.Н. Лексикографическая культура и проблемы её формирования. В сборнике: Русский язык и литература в пространстве мировой культуры Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: в 15 томах. 2015. С. 212-215.

  6. Щербакова Н.Н. Основы речевой культуры дефектолога: Учебное пособие. – М., 2020.

  7. Щербакова Н.Н. Оценочная лексика русского просторечия XVIII века: соотношение морфемной и семантической деривации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 77-81.

  8. Щербакова Н.Н. К вопросу о статусе семантического словообразования. В книге: Русская грамматика 4.0 Сборник тезисов Международного научного симпозиума. Под общей редакцией В.Г. Костомарова. 2016. С. 886-889.

  9. Щербакова Н.Н. Проблемы психолингвистической подготовки учителя начальной школы // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2017. № 15. С. 102-111.

  10. Щербакова Н.Н. Конструктивные принципы языковой игры в текстах XVIII века // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018.№ 2. С. 516-524.

  11. Государство – общество – личность: Способы речевого взаимодействия: коллективная монография / Л.О. Бутакова, Г.Г. Галич, Е. Н. Гуц, Н.В.Орлова, Т.П. Рогожникова, Н.Д. Федяева, Н. Н. Щербакова. – Омск: ОмГУ, 2019. – 184 с.

  12. Щербакова Н.Н. Направленный ассоциативный эксперимент как средство выявления языковых изменений // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – 2020. - № 18. – С. 68-74.

  13. Щербакова Н.Н. Проблемы речевой культуры в глобальном и локальном измерениях // Филологический вестник Сургутского педагогического университета. – 2021. -№. 4 – С. 33-42.

  14. Щербакова Н.Н. Словообразовательная специфика феминитивов в русском просторечии XVIII века // Мир науки, культуры, образования. - № 6 (97). – С. 520-532.

Дополнительная информация

В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «История имен существительных с суффиксами -ах(а), -ех(а), -их(а), ух(а), -х(а)» (10.02.01 – русский язык) в диссертационном совете, созданном на базе МОПИ им. Н.К. Крупской. Научный руководитель: д.ф.н., проф. Н. А. Кондрашов.

В 2007 г. защитила докторскую диссертацию «Словообразование русской просторечной лексики XVIII века» (10.02.01 – русский язык) в диссертационном совете Омского государственного университета ДМ 212.179.02.

Является участником 58 международных и всероссийских научных конференций.

Член диссертационного совета ДМ 212.179.02 в Омском государственном университете.

Награждена грамотой Министерства образования и науки РФ.