Факультет начального, дошкольного и специального образования
Должность | Фамилия, имя, отчество | Телефон | Корпус | Каб. | |
Декан факультета начального, дошкольного и специального образования | Феттер Павел Зигфридович | 5 | 107 | ||
Заместитель декана по учебной и воспитательной работе | Баракина Татьяна Вячеславовна | 5 | 524 525 | ||
Заместитель декана по учебной и воспитательной работе | Викжанович Светлана Николаевна | 5 | |||
Заместитель декана по учебной и воспитательной работе | Намсинк Екатерина Викторовна | 1 | 410 | ||
Специалист по учебно-методической работе факультета начального, дошкольного и специального образования | Габдулина Ксения Сергеевна | 5 | 411 | ||
Специалист по учебно-методической работе факультета начального, дошкольного и специального образования | Подкосова Елена Николаевна | 5 | 107 | ||
Специалист по учебно-методической работе факультета начального, дошкольного и специального образования | Ровенская Вероника Евгеньевна | 1 | |||
Специалист по учебно-методической работе факультета начального, дошкольного и специального образования | Яскина Ольга Александровна | 5 | 521 |
- Кафедра педагогики и психологии детства
- Кафедра предметных технологий начального и дошкольного образования
- Кафедра дефектологического образования
Факультет начального, дошкольного и специального образования появился в 2012 г. в результате объединения двух факультетов – факультета педагогики и психологии детства и факультета специальной педагогики и психологии, каждый из которых имеет свою богатую историю и высокие достижения в области подготовки специалистов для сферы образования Омской области.
В 1974 г. на базе исторического факультета открывается специальность «Педагогика и методика начального образования», в мае 1975 г. принимается решение об открытии в Омском педагогическом институте факультета начальных классов. Деканами факультета в разные годы были В.Г. Плеханов, И.Я. Третьякова, В.С. Пашкин, В.М. Слободян, Н.А. Павлова, Н.Н. Лебедева.
История второго факультета – специальной педагогики и психологии – начинается с сотрудничества Педагогического университета с педагогическим колледжем № 4. Результатом этого сотрудничества стало создание в 1995 г. факультета дошкольной педагогики и психологии. Первым деканом факультета и одновременно заведующим кафедрой дошкольной педагогики и психологии стал А.М. Соломатин, которого в 1998 г. сменил на посту С.В. Щербаков, к.пед.н., доцент.
С 2000 г. на этом факультете появляется новое направление – подготовка специалистов-дефектологов для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Позднее спектр дефектологических специальностей (профилей) расширяется. Осуществляется подготовка учителей-логопедов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, специальных психологов. Подготовка специалистов в рамках дефектологического направления привела к необходимости появления факультета специальной и дошкольной педагогики и психологии.
В 2004 г. решением учёного совета ОмГПУ специальности дошкольного образования передаются на факультет начальных классов, который переименовывается в факультет педагогики и психологии детства, а факультет специальной и дошкольной педагогики и психологии – в факультет специальной педагогики и психологии.
Направления подготовки
В настоящее время на факультете ведётся подготовка бакалавров по направлениям: «Педагогическое образование», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».
Реализуются магистерские программы: «Поликультурное образование и межкультурная коммуникация», «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Информационные технологии в области начального и дошкольного образования», «Логопедия», «Коррекционная педагогика и специальная психология», «Клиническая и специальная психология».
На факультете 3 кафедры:
- кафедра педагогики и психологии детства (зав. кафедрой – доцент Н.П. Мурзина);
- кафедра предметных технологий начального и дошкольного образования (зав. кафедрой – профессор Е.С. Березина);
- кафедра дефектологического образования (зав. кафедрой – доцент Т.Ю. Четверикова).
Научно-исследовательская деятельность
Кафедры факультета взаимодействуют друг с другом в рамках методической школы, которая создаёт методологический фундамент для качественного ведения учебного процесса по реализуемым на факультете направлениям подготовки бакалавров и магистров.
Приоритетное направление в деятельности методической школы – это взаимодействие с работодателями, предложения которых учитываются при обновлении учебных планов. По инициативе работодателей в соответствии с требованиями ФГОС ВО в рабочие планы включены дисциплины по выбору, практикумы, ориентированные на будущую профессиональную деятельность.
Методическая школа оказывает учебно-методическую поддержку омским школам, дошкольным образовательным учреждениям. Для руководителей и педагогов образовательных учреждений г. Омска и Омской области проводятся курсы повышения квалификации, обучающие семинары. Ведущие представители методической школы взаимодействуют с детскими садами компенсирующего и комбинированного вида, а также с адаптивными и общеобразовательными школами, в которых обучаются дети с различными нарушениями в развитии.
На базе факультета успешно действуют Центр развития детей с особыми образовательными потребностями, Центр комплексного сопровождения семейного и общественного образования «Содружество», региональный ресурсный центр инклюзивного образования, лекотека.
Центр развития детей расположен в здании факультета, что позволяет организовать непрерывную педагогическую практику, проводить лабораторные и практические занятия без коррекции графика учебного процесса. В Центре имеется оборудованная зеркалом Гезелла аудитория, в которой можно наблюдать за детьми и за работой преподавателей, не влияя на учебно-воспитательный процесс.
Каждая кафедра факультета характеризуется уникальными направлениями в научно-исследовательской работе. Так, научные интересы кафедры дефектологического образования связаны с социализацией и интеграцией детей с особыми образовательными потребностями, с вопросами теории и практики как специального, так и инклюзивного образования. Кафедра предметных технологий начального, дошкольного и специального образования занимается разработкой научно-методического обеспечения процесса математического, филологического, естественнонаучного образования и образования в области информатики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Научно-исследовательская деятельность кафедры педагогики и психологии детства направлена на апробацию ФГОС педагогического образования, на исследование проблем педагогики, методики обучения и воспитания в области начального и дошкольного образования, детской психологии.
Преподаватели и студенты принимают активное участие в международных, всероссийских, региональных и муниципальных научно-практических конференциях.
Факультет активно сотрудничает с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), Московским государственным педагогическим университетом, Министерством образования Омской области, БОУ ДО г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”», Городским психолого-педагогическим центром, Центром дополнительного образования «Эврика». Совместно с Департаментом образования администрации г. Омска проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов города, муниципальные мониторинги качества образования обучающихся 4–5-х классов; муниципальный конкурс методических разработок интерактивных педагогических программных средств для детей дошкольного и младшего школьного возраста; муниципальный конкурс любительских видеороликов «Сердце отдаю детям!».
На факультете проводятся межрегиональные олимпиады по дошкольной педагогике и начальному общему образованию, Всероссийская научно-практическая конференция «Детство, открытое миру», Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика», Региональный аукцион педагогических идей «Современные педагогические технологии как средство достижения образовательных результатов ФГОС НОО» и др.
Воспитательная работа
Система воспитательной работы на факультете начального, дошкольного и специального образования включает элементы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания; научно-исследовательскую работу студентов; работу по формированию традиций факультета; культурно-массовую и творческую деятельность обучающихся; спортивно-оздоровительную работу; психолого-консультационную и профилактическую работу.
Ежегодно проходят спортивные олимпиады, соревнования, турниры, кроссы, «весёлые старты», на которых студенты завоёвывают призовые места. Большой популярностью пользуются игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол), а также спортивная аэробика и плавание.
Особое место в воспитательной работе на факультете занимает поиск эффективных способов вовлечения студентов в воспитательную деятельность, пробуждения их активности и повышения результативности педагогического взаимодействия. Чрезвычайно важным является воспитание корпоративности, сохранение и приумножение традиций факультета, приобщение к ним студентов.
Примерами участия студентов факультета в общеуниверситетских мероприятиях служат выступления на конкурсе «Студент года», конкурсе авторской песни, студенческом литературном конкурсе, конкурсе социальных проектов «Моя инициатива в образовании» и «Права человека в современном мире», а также участие в фестивале «Студенческая весна» и в психолого-педагогической олимпиаде ОмГПУ.
Положение о факультете (PDF, 4.06 Мб)