Кафедра дефектологического образования
Должность | Фамилия, имя, отчество | Телефон | Корпус | Каб. | |
Заведующий кафедрой дефектологического образования; Доцент кафедры дефектологического образования |
Четверикова Татьяна Юрьевна | 5 | 301 | ||
Доцент кафедры дефектологического образования | Викжанович Светлана Николаевна | 5 | 301 | ||
Доцент кафедры дефектологического образования | Воронина Ольга Владиславовна | ||||
Доцент кафедры дефектологического образования | Ковригина Лариса Валентиновна | ||||
Доцент кафедры дефектологического образования | Кузьмина Ольга Сергеевна | 5 | |||
Доцент кафедры дефектологического образования | Лаухина Светлана Сергеевна | ||||
Доцент кафедры дефектологического образования | Нелюбин Николай Иванович | ||||
Доцент кафедры дефектологического образования | Ожогова Елена Геннадьевна | ||||
Доцент кафедры дефектологического образования | Стебляк Елена Анатольевна | 5 | |||
Доцент кафедры дефектологического образования | Тимошенко Людмила Васильевна | 5 | |||
Доцент кафедры дефектологического образования | Чернявская Елена Александровна | 5 | |||
Доцент кафедры дефектологического образования | Шевелева Татьяна Николаевна | ||||
Доцент кафедры дефектологического образования | Шерешик Наталья Николаевна | 5 | |||
Доцент кафедры дефектологического образования | Щербаков Сергей Владимирович | 1 | |||
Доцент кафедры дефектологического образования | Якубенко Оксана Витальевна | ||||
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования | Дымаренок Елена Дмитриевна | ||||
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования | Кульченко Татьяна Петровна | ||||
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования | Логинова Наталия Эдуардовна | ||||
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования | Мячина Елена Константиновна | 5 | |||
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования | Орлова Екатерина Витальевна | ||||
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования; Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования |
Смирнова Дарья Михайловна | 5 | |||
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования | Филиппова Ольга Германовна | ||||
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования | Ячменёва Инна Викторовна | ||||
Ассистент кафедры дефектологического образования | |||||
Ассистент кафедры дефектологического образования | |||||
Ассистент кафедры дефектологического образования | Клочкова Валерия Алексеевна | ||||
Ассистент кафедры дефектологического образования; Старший лаборант кафедры дефектологического образования |
Махота Евгения Владимировна | ||||
Ассистент кафедры дефектологического образования | Парыгина Галина Сергеевна | ||||
Ассистент кафедры дефектологического образования; Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования |
Савенкова Виктория Сергеевна | 1 | |||
Ассистент кафедры дефектологического образования; Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования |
Синева Дарья Сергеевна | 1 | |||
Ассистент кафедры дефектологического образования; Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования |
Соснина Елена Сергеевна | 1 | |||
Ассистент кафедры дефектологического образования | Чепелкина Ольга Борисовна | ||||
Старший лаборант кафедры дефектологического образования | |||||
Старший лаборант кафедры дефектологического образования | |||||
Старший лаборант кафедры дефектологического образования | |||||
Старший лаборант кафедры дефектологического образования | |||||
Старший лаборант кафедры дефектологического образования | |||||
Старший лаборант кафедры дефектологического образования | |||||
Старший лаборант кафедры дефектологического образования | |||||
Профессор кафедры дефектологического образования | Щербакова Наталья Николаевна | ||||
Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования |
Кафедра дефектологического образования является структурным подразделением факультета начального, дошкольного и специального образования. Свое нынешнее название кафедра получила в сентябре 2017 года. Ее образование обусловлено объединением кафедр специальной педагогики и специальной психологии. Последние, в свою очередь, с 2004 года функционировали как единое структурное подразделение под названием «кафедра специальной педагогики и психологии».
Количественный состав кафедры – 19 человек, из них 15 преподавателей, 1 старший лаборант (Д.В. Шейгец), 2 специалиста по учебно-методической работе (О.Н. Коваль, О.Н. Чувилина) и 1 заведующий кабинетом (Ю.Ю. Лиханов). Заведующим кафедрой является к.пед.н., доцент Татьяна Юрьевна Четверикова.
В число профессорско-преподавательского состава кафедры входят 9 кандидатов наук, из которых 5 человек имеют ученое звание доцента, а также 5 старших преподавателей и 1 ассистент.
Сотрудники кафедры реализуют два стратегических проекта ОмГПУ:
- «Организация коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями». Данный проект реализуется на базе Университетского центра развития детей (ЦРД), в структуру которого входит лекотека для детей раннего возраста. На базе центра проводятся занятия с детьми, осуществляется консультирование педагогических работников, а также родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Ресурсы центра и входящей в ее состав лекотеки используются при проведении семинарских и лабораторных занятий, организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, в том числе в связи с выполнением кандидатских и магистерских диссертаций, выпускных квалификационных и курсовых работ;
- «Региональный ресурсный центр инклюзивного образования». В центре проводятся консультативные приемы педагогов и родителей с целью выбора для ребенка с ограниченными возможностями здоровья наиболее приемлемой модели получения образования и способов включения в среду здоровых сверстников.
Кроме того, на основе трехстороннего договора между ОмГПУ, Министерством образования Омской области и КОУ Омской области «Адаптивная школа-детский сад №301» преподаватели кафедры реализуют факультетский проект «Организация и сопровождение образовательных инициатив студентов и педагогических работников системы специального и инклюзивного образования».
Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры затрагивает широкий спектр проблем теории и практики общего, специального и инклюзивного образования:
- Щербаков С.В., декан факультета начального, дошкольного и специального образования, директор Университетского центра развития детей ОмГПУ (к.пед.н., доцент), исследует роль практико-ориентированного обучения в профессиональном становлении будущих дефектологов;
- Викжанович С.Н., заместитель декана факультета начального, дошкольного и специального образования (к.пед.н., доцент), занимается проблемами коррекции речевых нарушений у детей с различными нозологиями и детей-инофонов; проводит на базе центра развития детей и центра инклюзивного образования консультативные приемы и осуществляет психолого-педагогическую диагностику детей с патологией речи;
- Четверикова Т.Ю., заведующая кафедрой дефектологического образования (к.пед.н., доцент), разрабатывает методические подходы к развитию словесной речи у детей с нарушениями слуха, а также изучает проблемы инклюзивного образования лиц разного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; на базе центра инклюзивного образования проводит консультирование детей с ОВЗ, их родителей, а также педагогов, работающих в системе специального и инклюзивного образования. В ноябре 2017 года награждена памятным знаком Министерства образования РФ «За личный вклад в развитие дефектологии»;
- Тимошенко Л.В., заместитель директора Университетского центра развития детей ОмГПУ (к.пед.н., доцент), изучает проблему управления качеством дошкольного образования, в том числе в связи с реализацией ФГОС; совместно с ведущими отечественными учеными страны сопровождает процесс реализации оригинальной программы дошкольного образования «Детский сад – Дом радости»;
- Стебляк Е.А. (к.пед.н., доцент) исследует вопросы формирования у обучающихся с умственной отсталостью социальных компетенций, является автором оригинального обучающего курса «Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии»;
- Чернявская Е.А. (к.психол.н., доцент) занимается изучением проблем нейропсихологии детского возраста; возглавляет психологическую лабораторию, функционирующую на базе лекотеки для детей раннего возраста; осуществляет развитие партнерских отношений кафедры с образовательными, а также общественными организациями;
- Кузьмина О.С. (к.пед.н., доцент) является автором оригинальной модульной программы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования; изучает проблемы оказания логопедической помощи школьникам с тяжелыми нарушениями речи; занимается разработкой индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с различными нозологиями; проводит консультирование детей с ОВЗ, родителей, педагогов на базе центра инклюзивного образования;
- Синевич О.Ю. (к.м.н., доцент) является специалистом в области педиатрии; изучает вопросы медико-психолого-педагогического сопровождения детей с различными нозологиями в системе специального и инклюзивного образования;
- Шерешик Н.Н. (к.психол.н., доцент) занимается изучением психологии игровой деятельности; изучает проблемы саморегуляции поведения и копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ;
- Маевская Н.В. (старший преподаватель) изучает вопросы оказания коррекционной помощи лицам с патологией речи; занимается проектированием интерактивной модели профессиональной работы логопеда с заикающимися детьми; является специалистом в вопросах использования специализированных компьютерных программ для коррекции вторичных нарушений у детей с ОВЗ;
- Мячина Е.К. (старший преподаватель) разрабатывает психолого-педагогические условия сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми двигательными нарушениями; проводит коррекционные занятия с детьми с ДЦП на базе центра развития детей;
- Орлова Е.В. (старший преподаватель) возглавляет лекотеку для детей раннего возраста; проводит консультативные приемы родителей; занимается развитием региональной системы ранней помощи детям с ОВЗ, в том числе через взаимодействие с Министерством образования Омской области;
- Ильченко Н.В. (старший преподаватель) изучает специфику формирования представлений об окружающем мире у детей с эмоционально-волевыми расстройствами; руководит клубом, посещаемым лицами с расстройствами аутистического спектра;
- Бахина А.В. (старший преподаватель) занимается разработкой интерактивного инструмента формирования представлений будущих дефектологов о социокультурных аспектах образования детей с ОВЗ;
- Толкачева В.Д. (ассистент) изучает вопросы преодоления речевого негативизма у детей разного дошкольного возраста с патологией речи, проводит коррекционные занятия на базе центра развития детей.
Преподавателями организуются мероприятия разного уровня. Наиболее значимыми и традиционными являются Всероссийская студенческая олимпиада по психологии, Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общего (дошкольного, начального) и специального образования», международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория и практика».
Сотрудники кафедры являются авторами монографий, учебных пособий, опубликованных в ведущих издательствах и получивших высокую оценку со стороны как научной, так и педагогической общественности. Это такие труды, как «Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм» (С.Н. Викжанович); «Инновационные образовательные технологии и методы обучения» (С.Н. Викжанович, Т.Ю. Четверикова и др.); «Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования» (О.С. Кузьмина, Т.Ю. Четверикова и др.); «Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью» (Е.А. Стебляк) и др. Ряд научных исследований выполнен преподавателями в рамках грантов.
Преподаватели кафедры (заведующая кафедрой дефектологического образования, доцент Т.Ю. Четверикова; доцент О.С. Кузьмина) являются ведущими экспертами РФ по проблемам специального и инклюзивного образования, победителями профессиональных конкурсов, занимаются профессиональной переподготовкой и повышением квалификации специалистов различных образовательных, социальных, медицинских организаций России, а также ближнего зарубежья.
Основными партнерами в реализации научно-исследовательских и образовательных задач, решаемых кафедрой ДО, являются ФГБОУ ВО МПГУ; ГОУ ВО Московской области ГГТУ; Омская региональная общественная организация инвалидов «Планета друзей»; межрегиональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-ангелы»; широкий спектр образовательных, социальных, медицинских организаций разных регионов РФ и др.
Положение о кафедре (PDF, 2.35 Мб)