Поиск
ГлавнаяСтруктура университетаКафедра дефектологического образования

Управление и структура университета

Кафедра дефектологического образования

Должность Фамилия, имя, отчество Телефон Email Корпус Каб.
Заведующий кафедрой дефектологического образования;
Доцент кафедры дефектологического образования
Четверикова Татьяна Юрьевна (3812) 65-23-39 5 301
Доцент кафедры дефектологического образования Викжанович Светлана Николаевна 5
Доцент кафедры дефектологического образования Ковригина Лариса Валентиновна
Доцент кафедры дефектологического образования Кузьмина Ольга Сергеевна 1
Доцент кафедры дефектологического образования Малашенкова Валентина Леонидовна
Доцент кафедры дефектологического образования Намсинк Екатерина Викторовна
Доцент кафедры дефектологического образования Нелюбин Николай Иванович
Доцент кафедры дефектологического образования Ожогова Елена Геннадьевна
Доцент кафедры дефектологического образования Савина Наталья Викторовна
Доцент кафедры дефектологического образования Синевич Ольга Юрьевна 1
Доцент кафедры дефектологического образования Стебляк Елена Анатольевна 5
Доцент кафедры дефектологического образования Тельнова Жанна Николаевна
Доцент кафедры дефектологического образования Тимошенко Людмила Васильевна 1
Доцент кафедры дефектологического образования Чернявская Елена Александровна 5
Доцент кафедры дефектологического образования Шевелева Татьяна Николаевна
Доцент кафедры дефектологического образования Шерешик Наталья Николаевна 5
Доцент кафедры дефектологического образования Якубенко Оксана Витальевна
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования Артемьева Валерия Дмитриевна 1
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования Дымаренок Елена Дмитриевна
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования;
Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования
Лиханов Юрий Юрьевич 1
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования Логинова Наталия Эдуардовна
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования Маевская Наталия Владимировна 5
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования Мячина Елена Константиновна 5
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования Филиппова Ольга Германовна
Старший преподаватель кафедры дефектологического образования Ячменёва Инна Викторовна
Ассистент кафедры дефектологического образования Кульченко Татьяна Петровна 1
Ассистент кафедры дефектологического образования;
Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования
Усенко Дарья Михайловна 1
Старший лаборант кафедры дефектологического образования Шейгец Дарья Валериевна 5
Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования Болотецкая Валерия Алексеевна 1
Специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования Гревцева Ирина Павловна 1

Кафедра дефектологического образования является структурным подразделением факультета начального, дошкольного и специального образования. Свое нынешнее название кафедра получила в сентябре 2017 года. Ее образование обусловлено объединением кафедр специальной педагогики и специальной психологии. Последние, в свою очередь, с 2004 года функционировали как единое структурное подразделение под названием «кафедра специальной педагогики и психологии».

Количественный состав кафедры – 19 человек, из них 15 преподавателей, 1 старший лаборант (Д.В. Шейгец), 2 специалиста по учебно-методической работе (О.Н. Коваль, О.Н. Чувилина) и 1 заведующий кабинетом (Ю.Ю. Лиханов). Заведующим кафедрой является  к.пед.н., доцент Татьяна Юрьевна Четверикова.

Состав кафедры дефектологического образования ОмГПУ

В число профессорско-преподавательского состава кафедры входят 9 кандидатов наук, из которых 5 человек имеют ученое звание доцента, а также 5 старших преподавателей и 1 ассистент.

Сотрудники кафедры реализуют два стратегических проекта ОмГПУ:

  • «Организация коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями». Данный проект реализуется на базе Университетского центра развития детей (ЦРД), в структуру которого входит лекотека для детей раннего возраста. На базе центра проводятся занятия с детьми, осуществляется консультирование педагогических работников, а также родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Ресурсы центра и входящей в ее состав лекотеки используются при проведении семинарских и лабораторных занятий, организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, в том числе в связи с выполнением кандидатских и магистерских диссертаций, выпускных квалификационных и курсовых работ;
  • «Региональный ресурсный центр инклюзивного образования». В центре проводятся консультативные приемы педагогов и родителей с целью выбора для ребенка с ограниченными возможностями здоровья наиболее приемлемой модели получения образования и способов включения в среду здоровых сверстников.

Кроме того, на основе трехстороннего договора между ОмГПУ, Министерством образования Омской области и КОУ Омской области «Адаптивная школа-детский сад №301» преподаватели кафедры реализуют факультетский проект «Организация и сопровождение образовательных инициатив студентов и педагогических работников системы специального и инклюзивного образования».

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры затрагивает широкий спектр проблем теории и практики общего, специального и инклюзивного образования:

  • Щербаков С.В., декан факультета начального, дошкольного и специального образования, директор Университетского центра развития детей ОмГПУ (к.пед.н., доцент), исследует роль практико-ориентированного обучения в профессиональном становлении будущих дефектологов;
  • Викжанович С.Н., заместитель декана факультета начального, дошкольного и специального образования (к.пед.н., доцент), занимается проблемами коррекции речевых нарушений у детей с различными нозологиями и детей-инофонов; проводит на базе центра развития детей и центра инклюзивного образования консультативные приемы и осуществляет психолого-педагогическую диагностику детей с патологией речи;
  • Четверикова Т.Ю., заведующая кафедрой дефектологического образования (к.пед.н., доцент), разрабатывает методические подходы к развитию словесной речи у детей с нарушениями слуха, а также изучает проблемы инклюзивного образования лиц разного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; на базе центра инклюзивного образования проводит консультирование детей с ОВЗ, их родителей, а также педагогов, работающих в системе специального и инклюзивного образования. В ноябре 2017 года награждена памятным знаком Министерства образования РФ «За личный вклад в развитие дефектологии»;
  • Тимошенко Л.В., заместитель директора Университетского центра развития детей ОмГПУ (к.пед.н., доцент), изучает проблему управления качеством дошкольного образования, в том числе в связи с реализацией ФГОС; совместно с ведущими отечественными учеными страны сопровождает процесс реализации оригинальной программы дошкольного образования «Детский сад – Дом радости»;
  • Стебляк Е.А. (к.пед.н., доцент) исследует вопросы формирования у обучающихся с умственной отсталостью социальных компетенций, является автором оригинального обучающего курса «Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии»;
  • Чернявская Е.А. (к.психол.н., доцент) занимается изучением проблем нейропсихологии детского возраста; возглавляет психологическую лабораторию, функционирующую на базе лекотеки для детей раннего возраста; осуществляет развитие партнерских отношений кафедры с образовательными, а также общественными организациями;
  • Кузьмина О.С. (к.пед.н., доцент) является автором оригинальной модульной программы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования; изучает проблемы оказания логопедической помощи школьникам с тяжелыми нарушениями речи; занимается разработкой индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с различными нозологиями; проводит консультирование детей с ОВЗ, родителей, педагогов на базе центра инклюзивного образования;
  • Синевич О.Ю. (к.м.н., доцент) является специалистом в области педиатрии; изучает вопросы медико-психолого-педагогического сопровождения детей с различными нозологиями в системе специального и инклюзивного образования;
  • Шерешик Н.Н. (к.психол.н., доцент) занимается изучением психологии игровой деятельности; изучает проблемы саморегуляции поведения и копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ;
  • Маевская Н.В. (старший преподаватель) изучает вопросы оказания коррекционной помощи лицам с патологией речи; занимается проектированием интерактивной модели профессиональной работы логопеда с заикающимися детьми; является специалистом в вопросах использования специализированных компьютерных программ для коррекции вторичных нарушений у детей с ОВЗ;
  • Мячина Е.К. (старший преподаватель) разрабатывает психолого-педагогические условия сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми двигательными нарушениями; проводит коррекционные занятия с детьми с ДЦП на базе центра развития детей;
  • Орлова Е.В. (старший преподаватель) возглавляет лекотеку для детей раннего возраста; проводит консультативные приемы родителей; занимается развитием региональной системы ранней помощи детям с ОВЗ, в том числе через взаимодействие с Министерством образования Омской области;
  • Ильченко Н.В. (старший преподаватель) изучает специфику формирования представлений об окружающем мире у детей с эмоционально-волевыми расстройствами; руководит клубом, посещаемым лицами с расстройствами аутистического спектра;
  • Бахина А.В. (старший преподаватель) занимается разработкой интерактивного инструмента формирования представлений будущих дефектологов о социокультурных аспектах образования детей с ОВЗ;
  • Толкачева В.Д. (ассистент) изучает вопросы преодоления речевого негативизма у детей разного дошкольного возраста с патологией речи, проводит коррекционные занятия на базе центра развития детей.

Преподавателями организуются мероприятия разного уровня. Наиболее значимыми и традиционными являются Всероссийская студенческая олимпиада по психологии, Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общего (дошкольного, начального) и специального образования», международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория и практика».

Сотрудники кафедры являются авторами монографий, учебных пособий, опубликованных в ведущих издательствах и получивших высокую оценку со стороны как научной, так и педагогической общественности. Это такие труды, как «Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм» (С.Н. Викжанович); «Инновационные образовательные технологии и методы обучения» (С.Н. Викжанович, Т.Ю. Четверикова и др.); «Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования» (О.С. Кузьмина, Т.Ю. Четверикова и др.); «Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью» (Е.А. Стебляк) и др. Ряд научных исследований выполнен преподавателями в рамках грантов.

Преподаватели кафедры (заведующая кафедрой дефектологического образования, доцент Т.Ю. Четверикова; доцент О.С. Кузьмина) являются ведущими экспертами РФ по проблемам специального и инклюзивного образования, победителями профессиональных конкурсов, занимаются профессиональной переподготовкой и повышением квалификации специалистов различных образовательных, социальных, медицинских организаций России, а также ближнего зарубежья.

Основными партнерами в реализации научно-исследовательских и образовательных задач, решаемых кафедрой ДО, являются ФГБОУ ВО МПГУ; ГОУ ВО Московской области ГГТУ; Омская региональная общественная организация инвалидов «Планета друзей»; межрегиональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-ангелы»; широкий спектр образовательных, социальных, медицинских организаций разных регионов РФ и др.

Октябрь 2018