Кафедра русского языка и лингводидактики
Должность | Фамилия, имя, отчество | Телефон | Корпус | Каб. | |
И.о. заведующего кафедрой русского языка и лингводидактики; Доцент кафедры русского языка и лингводидактики |
Виданов Евгений Юрьевич | 2 | 204 | ||
Профессор кафедры русского языка и лингводидактики | Никитина Лариса Борисовна | 1 | |||
Профессор кафедры русского языка и лингводидактики | Федяева Наталья Дмитриевна | 1 | |||
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики | Астафьева Ирина Александровна | 1 | |||
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики | Борейко Татьяна Степановна | 1 | |||
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики | Вагенляйтнер Наталья Викторовна | 1 | |||
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики | Гейко Елена Васильевна | 1 | |||
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики | Демченков Сергей Александрович | 1 | |||
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики | Елисеева Елена Петровна | 2 | |||
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики | Литвиненко Юлия Юрьевна | 1 | |||
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики | Николенко Ольга Юрьевна | 2 | |||
Старший преподаватель кафедры русского языка и лингводидактики | Примак Евгения Анатольевна | 1 | |||
Старший преподаватель кафедры русского языка и лингводидактики | Старченко Мария Сергеевна | 1 | |||
Старший преподаватель кафедры русского языка и лингводидактики | Троян Светлана Викторовна | 1 | |||
Старший преподаватель кафедры русского языка и лингводидактики | Шутяк Марина Алексеевна | 1 | |||
Ассистент кафедры русского языка и лингводидактики | 1 | ||||
Ассистент кафедры русского языка и лингводидактики | 1 | ||||
Ассистент кафедры русского языка и лингводидактики | Артемьева Ксения Викторовна | 1 | |||
Ассистент кафедры русского языка и лингводидактики | Лацис Юлия Сергеевна | 1 | |||
Ассистент кафедры русского языка и лингводидактики | Любочко Ольга Геннадьевна | 1 | |||
Специалист по учебно-методической работе кафедры русского языка и лингводидактики | Стаценко Марина Сергеевна | 2 | 204 | ||
Старший лаборант кафедры русского языка и лингводидактики | 1 |
Кафедра существует с 1 сентября 2013 года и является преемницей традиций двух кафедр филологического факультета: кафедры русского языка и кафедры исторического языкознания и лингводидактики.
Образовательная деятельность
Специалисты кафедры:
- осуществляют подготовку студентов-бакалавров (направление 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Филологическое образование», направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности (профили) «Русский язык и Литература», «Русский язык и Мировая художественная культура») по всем лингвистическим дисциплинам;
- реализуют магистерскую программу «Языковое образование (русский язык)» (направление 44.04.01 Педагогическое образование);
- осуществляют подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, научная специальность «Русский язык»;
- читают курсы «Русский язык и культура речи», «Педагогическая риторика», «Культура профессиональной коммуникации» практически на всех нефилологических факультетах университета, формируя лингвистические компетенции студентов.
За последние 5 лет для создания теоретической базы по дисциплинам подготовки преподавателями кафедры создано и внедрено в учебный процесс около 20 учебных и учебно-методических изданий (полный перечень см. здесь). Приоритетной задачей преподавателей является формирование разносторонней личности учителя-словесника, владеющего современными образовательными технологиями и компетентного в широком круге вопросов лингвистики и лингводидактики.
Преподаватели кафедры постоянно повышают свое педагогическое мастерство и приобретают компетенции, соответствующие новейшим требованиям в сфере образования.
Среди направлений повышения квалификации:
- методика проведения и проверки единого государственного экзамена;
- лингвистическая экспертиза;
- преподавание русского языка как иностранного и тестирование по русскому языку иностранных граждан, лиц без гражданства, трудовых мигрантов;
- внедрение новых технологий, в том числе информационных, в образовательный процесс;
- обновление методологии преподавания дисциплин с учетом новейших научных достижений и др.
Научная деятельность
Научные интересы преподавателей кафедры связаны прежде всего с изучением «человеческого фактора в языке»; одна из разрабатываемых проблемных областей – лингвистика человека, представляющая многообразие взаимосвязей языка и человека. В антропоцентрическом аспекте осуществляется исследование регионального языкового/речевого материала, значимое не только в лингвистическом, но и в социокультурном аспектах. Результаты исследований оформляются в виде монографий, статей, обсуждаются на конференциях различного уровня, становятся содержанием заявок на гранты, дают импульсы для диссертационных работ аспирантов и соискателей (информацию об основных научных достижениях кафедры см. здесь).
Преподаватели кафедры активно вовлекают в научную деятельность студентов, которые апробируют результаты своих исследований на научных конференциях регионального, всероссийского и международного уровней. Темы выпускных квалификационных работ соответствуют профилю образовательной программы, сочетая лингвистический и лингводидактический аспекты (примерные темы ВКР, защита которых планируется в 2018 г., см. здесь).
Воспитательная и культурно-просветительская деятельность
Кафедра занимается популяризацией лингвистического знания и приобщением молодежи к лингвокультурному наследию региона. Среди традиционных мероприятий – ораторские турниры и конкурсы творческих работ для школьников («Омск моими глазами», посвященный 300-летию г. Омска (2014/2015 г.); «Когда-то в Омске у большой реки мальчишка жил», посвященный 85-летию со дня рождения Р. Рождественского (2016/2017 г.); «Буквы», посвященный столетию реформы русской графики и орфографии (2017–2018 гг.).
При активном участии преподавателей в городе проводятся мероприятия, направленные на работу с одаренными детьми: конференции научного общества учащихся «Поиск», «Ломоносовский турнир», олимпиада по русскому языку и литературе для школьников, «Тотальный диктант» и др.
Сотрудничество с образовательными организациями
Преподаватели кафедры сотрудничают с учреждениями высшего, среднего профессионального и основного среднего образования, при этом приоритетным направлением является работа с учителями школ Омска и Омской области.
Кафедра совместно с БОУ г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”» и городским методическим объединением учителей русского языка и литературы с 2013 года реализует проект педагогической лаборатории, в рамках которого осуществляется методическое сопровождение педагогических инициатив учителей-филологов Омска и Омской области. С целью обсуждения проблем современного языкового образования кафедра организует семинары, мастер-классы, например, в рамках ежегодной конференции для учителей и работников образования «Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и вузе». Методический опыт преподавателей кафедры и учителей обобщается в научно-методическом альманахе «Лепта» (выпускается с 2016 г.).
Положение о кафедре (PDF, 2.35 Мб)