Поиск
ГлавнаяСтруктура университетаКафедра русского языка и лингводидактики

Управление и структура университета

Кафедра русского языка и лингводидактики

Должность Фамилия, имя, отчество Телефон Email Корпус Каб.
Заведующий кафедрой русского языка и лингводидактики Федяева Наталья Дмитриевна (3812) 23-37-73 2 204
Профессор кафедры русского языка и лингводидактики Никитина Лариса Борисовна (3812) 23-37-73 2 204
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики Борейко Татьяна Степановна 2
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики Вагенляйтнер Наталья Викторовна
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики Гейко Елена Васильевна 2
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики Елисеева Елена Петровна 2
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики Литвиненко Юлия Юрьевна 1
Доцент кафедры русского языка и лингводидактики Николенко Ольга Юрьевна 2
Специалист по учебно-методической работе кафедры русского языка и лингводидактики Стаценко Марина Сергеевна (3812) 23-37-73 2 204
Старший преподаватель кафедры русского языка и лингводидактики Примак Евгения Анатольевна
Старший лаборант кафедры русского языка и лингводидактики Старостина Людмила Игоревна

Кафедра существует с 1 сентября 2013 года и является преемницей традиций двух кафедр филологического факультета: кафедры русского языка и кафедры исторического языкознания и лингводидактики.

Образовательная деятельность

Специалисты кафедры:

  • осуществляют подготовку студентов-бакалавров (направление 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Филологическое образование», направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности (профили) «Русский язык и Литература», «Русский язык и Мировая художественная культура») по всем лингвистическим дисциплинам;
  • реализуют магистерскую программу «Языковое образование (русский язык)» (направление 44.04.01 Педагогическое образование);
  • осуществляют подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, научная специальность «Русский язык»;
  • читают курсы «Русский язык и культура речи», «Педагогическая риторика», «Культура профессиональной коммуникации» практически на всех нефилологических факультетах университета, формируя лингвистические компетенции студентов.

За последние 5 лет для создания теоретической базы по дисциплинам подготовки преподавателями кафедры создано и внедрено в учебный процесс около 20 учебных и учебно-методических изданий (полный перечень см. здесь). Приоритетной задачей преподавателей является формирование разносторонней личности учителя-словесника, владеющего современными образовательными технологиями и компетентного в широком круге вопросов лингвистики и лингводидактики.

Преподаватели кафедры постоянно повышают свое педагогическое мастерство и приобретают компетенции, соответствующие новейшим требованиям в сфере образования.

Среди направлений повышения квалификации:

  • методика проведения и проверки единого государственного экзамена;
  • лингвистическая экспертиза;
  • преподавание русского языка как иностранного и тестирование по русскому языку иностранных граждан, лиц без гражданства, трудовых мигрантов;
  • внедрение новых технологий, в том числе информационных, в образовательный процесс;
  • обновление методологии преподавания дисциплин с учетом новейших научных достижений и др.

Научная деятельность

Научные интересы преподавателей кафедры связаны прежде всего с изучением «человеческого фактора в языке»; одна из разрабатываемых проблемных областей – лингвистика человека, представляющая многообразие взаимосвязей языка и человека. В антропоцентрическом аспекте осуществляется исследование регионального языкового/речевого материала, значимое не только в лингвистическом, но и в социокультурном аспектах. Результаты исследований оформляются в виде монографий, статей, обсуждаются на конференциях различного уровня, становятся содержанием заявок на гранты, дают импульсы для диссертационных работ аспирантов и соискателей (информацию об основных научных достижениях кафедры см. здесь).

Преподаватели кафедры активно вовлекают в научную деятельность студентов, которые апробируют результаты своих исследований на научных конференциях регионального, всероссийского и международного уровней. Темы выпускных квалификационных работ соответствуют профилю образовательной программы, сочетая лингвистический и лингводидактический аспекты (примерные темы ВКР, защита которых планируется в 2018 г., см. здесь).

Воспитательная и культурно-просветительская деятельность

Кафедра занимается популяризацией лингвистического знания и приобщением молодежи к лингвокультурному наследию региона. Среди традиционных мероприятий – ораторские турниры и конкурсы творческих работ для школьников («Омск моими глазами», посвященный 300-летию г. Омска (2014/2015 г.); «Когда-то в Омске у большой реки мальчишка жил», посвященный 85-летию со дня рождения Р. Рождественского (2016/2017 г.); «Буквы», посвященный столетию реформы русской графики и орфографии (2017–2018 гг.).

При активном участии преподавателей в городе проводятся мероприятия, направленные на работу с одаренными детьми: конференции научного общества учащихся «Поиск», «Ломоносовский турнир», олимпиада по русскому языку и литературе для школьников, «Тотальный диктант» и др.

Сотрудничество с образовательными организациями

Преподаватели кафедры сотрудничают с учреждениями высшего, среднего профессионального и основного среднего образования, при этом приоритетным направлением является работа с учителями школ Омска и Омской области.

Кафедра совместно с БОУ г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”» и городским методическим объединением учителей русского языка и литературы с 2013 года реализует проект педагогической лаборатории, в рамках которого осуществляется методическое сопровождение педагогических инициатив учителей-филологов Омска и Омской области. С целью обсуждения проблем современного языкового образования кафедра организует семинары, мастер-классы, например, в рамках ежегодной конференции для учителей и работников образования «Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и вузе». Методический опыт преподавателей кафедры и учителей обобщается в научно-методическом альманахе «Лепта» (выпускается с 2016 г.).

Январь 2018